ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ — СЕРГЕЙ ЖЕНОВАЧ
Чайка
МХТ

Художественное руководство и дирекция

Людмила Таширева
Леонид Эрман
Юрий Рожков

Творческая часть

Репертуарная часть

Литературная часть

Музыкальная часть

Лидия Соколова

Издательский отдел

Отдел по связям с общественностью

Мария Федосеева

Служба главного администратора

Николай Булыкин

Организационный отдел

Отдел кадров

Анна Корчагина

Отдел по правовой работе и государственным закупкам

Бухгалтерская служба

Альфия Васенина
Татьяна Медведева

Планово-финансовый отдел

Административно-хозяйственный отдел

Татьяна Елисеева
Ирина Цымбалюк
Лидия Суханова
Людмила Бродская

Здравпункт

Татьяна Филиппова

О сублимации и? любви

Александр Смольяков, 1997
Театр Олега Табакова на сцене МХАТа имени А. П. Чехова показал спектакль «Сублимация любви» по пьесе Альдо де Бенедетти «Паола и львы». Не будем уточнять терминологическую правильность словосочетания «сублимация любви», явно придуманного из рекламных соображений, а просто попытаемся увидеть слагаемые этого, безусловно, успешного театрального проекта.

Драматурга Альдо де Бенедетти для отечественной сцены открыл Роман Виктюк, поставив в Театре имени Евг. Вахтангова пьесу «Я тебя больше не знаю, милый», довольно запутанную и не слишком увлекательную, несмотря на ощутимое влияние мэтра итальянской драмы Луидже Пиранделло. «Паола и львы» построена по другим законам, по законам «хорошо сделанной пьесы». Политика, искусство и секс составляют острый и пикантный коктейль сюжета, над которым ненавязчиво витает тень истории Сирано де Бержерака. Но это лишь тень, поскольку «Сирано» — драматург Пьетро Дегани — не только талантлив,но и молод, и хорошо собой. «Кристиан» — депутат Леоне Саваста — вполне солиден и влиятелен. А «Роксана»-Паола кроме красоты обладает незаурядным интеллектом и даже претендует на некую литературную премию. Все три роли очень выигрышны, что, безусловно, делает пьесу репертуарной, позволяя сравнить ее с бродвейскими хитами, и остается только гадать, почему ее сценическая судьба сложилась, как сообщает программка, «не безоблачно».

Сценография Александр Боровского сочетает в себе и архитектурный мотив знаменитой Пизанской башни, и современную офисную мебель, и ярко-красный надувной диван на таком же ярком синем фоне, что в целом похоже на декорацию для съемок какого-нибудь эстрадного клипа. Однако все необходимые функции выполняются: двери открываются, радиотелефон звонит, диван позволяется принимать эффектные позы. А главное, внимание зрителя не отвлекается на актеров. Ведь именно на актеров ставился этот спектакль, и именно это обстоятельство стало решающим для его успеха.

Итак, талантливый, но неудачливый драматург оказывается под диваном у всеми уважаемого депутата, да еще в момент его встречи с обольстительной интеллектуалкой. В роли драматурга Пьетро Дегани — Виталий Егоров, артист, запомнивший по спектаклю «Смертельный номер». Его нервный изломанный герой с быстрой сменой психологических контрастов всегда интересен и по-особому трагичен. Смятение и безрассудство, желание славы и нерешительность, некоторая инфантильность и умение не идти на компромисс — Егоров лишает образ Пьетро однозначности, делая неожиданный финал пьесы психологически оправданным. В разговоре с Леоне Саваста о постанове пьесы он резок и непримирим, зато в последней ночной сцене делает героя чутким и сочувствующим. Виталий Егоров владеет и комической стихией, что дарит зрителям немало минут откровенного хохота.

Паола сначала решает посмеяться над депутатом, что ей и удается. Однако, увидев «его» пьесы на сцене, она возвращается со словами о прощении. Паола у Марины Зудиной холодно-элегантна, как фотомодель, и элегантно-холодна, как светская львица, — рассчитано ломкая пластика, вызывающе самоуверенные интонации. Актриса словно чуть отстраняется от героини, внося элемент тонкой пародии на богемных див. 

В конце концов Леоне оказывается сам не рад, что согласился на сумасшедший проект — поставить чужие пьесы под своим именем. Олег Табаков в по сути фарсовой ситуации предпочтения более молодого соперника видит драму человека, оказавшегося пленником собственной игры. Молодой драматург оказался хорош как на сцене, так и в спальне, куда он, пользуясь темнотой, отправляется заменить Леоне Саваста и поддержать его мужское реноме. Табаков пытается уйти от привычной манеры исполнения, показать сомнения героя в правильности пройденного пути, что на самом деле говорит о необходимости для актера обращения к серьезной драматургии, потребность в которой явно ощущается.

Финал великолепен — Паола разгадывает подмену, разрывая тем самым замкнутый круг и сбрасывая маски с обоих «львов». Молодость и талант торжествуют. А ведь все дело в том, что в спешке Пьетро оставил в спальне ботинки? Олег Табаков в этой сцене почти трогателен, он словно противопоставляет своего героя молодым «льву» и «львице», их беспечности и увлеченности друг другом, лишая финал традиционной для такого рода пьес легковесности.

Если режиссер Александр Марин поставил перед собой задачу подарить столь разным актерским индивидуальностям настоящий пир, то это ему явно удалось. Культурный, хорошо сделанный спектакль по столь же хорошо сделанной пьесе на премьере собрал аншлаг, и замечательно, что именно такие качества составляют сегодня формулу успеха.