Чайка
МХТ

Художественное руководство и дирекция

Ольга Хенкина
Мария Федосеева
Леонид Эрман
Юрий Рожков

Творческая часть

Репертуарная часть

Литературная часть

Музыкальная часть

Лидия Соколова

Издательский отдел

Служба главного администратора

Николай Булыкин

Организационный отдел

Отдел кадров

Анна Корчагина

Отдел по правовой работе и государственным закупкам

Бухгалтерская служба

Альфия Васенина
Татьяна Медведева

Планово-финансовый отдел

Административно-хозяйственный отдел

Татьяна Елисеева
Ирина Цымбалюк
Лидия Суханова
Людмила Бродская

Здравпункт

Татьяна Филиппова

Театр для одного актера

Роман Должанский, Коммерсант, 17.10.2005
В Московском художественном театре прошел праздничный вечер, посвященный 70-летию Олега Табакова. Два месяца разных праздничных мероприятий, происходивших со дня 70-летия (17 августа) до этого юбилейного вечера, позволили РОМАНУ Ъ-ДОЛЖАНСКОМУ понять главное про виновника торжеств.

С одной стороны, в зале Художественного театра была «вся Москва». С другой стороны — многих не хватало. Но так и было задумано: чтобы пришли вроде как самые-самые, но только те, от кого юбиляру будет приятно получить поздравления (и кто не будет занят другими делами). Среди таковых оказались, помимо родных и близких Олега Павловича, помимо актеров обоих театров, которыми руководит господин Табаков, большой делегации театра «Современник», где он когда-то работал, и меньших делегаций из московских театров, которыми он не руководит и в которых не работал, но которые чтит, помимо режиссеров, драматургов и критиков, которые Табакову хотя бы не противны, помимо гостей из родного Саратова и коллег из Петербурга, помимо неопознаваемых, но очень важных людей в дорогих костюмах, которые в театр то ли ходят, то ли не ходят, но, будем надеяться, театру помогают, — так вот, помимо них в МХТ в этот вечер были Людмила Путина (мужа ее тоже звали, но сказался занятым), Юрий Лужков, Александр Жуков, Герман Греф, Сергей Степашин и другие мелкие политические деятели эпохи Олега Табакова.

Вернее — эпох Олега Табакова. На это намекала первая часть вечера, сделанная в духе, с одной стороны, советского праздничного концерта, с другой — спектакля Кирилла Серебренникова «Лес». Последнее неудивительно, поскольку именно господин Серебренников режиссировал мероприятие. Под парадным портретом Табакова (так он выглядел в роли главы государства в фильме «Внучка президента») на сцене появились детский хор, военный оркестр и нарядная дама, которую стали узнавать только тогда, когда она заговорила — «Моргунова, что ли?» Это была Светлана Моргунова, которая перечислила все регалии юбиляра и предоставила слово всего двум чиновникам — Михаилу Швыдкому и Юрию Лужкову. Пародия на советскую приветственную речь господину Швыдкому удалась лучше, господину Лужкову — хуже: у мэра речь про партию и культуру вышла слишком уж органичной.

Потом все мигом изменилось: кончились речи, портрет сделал кувырок, и вместо официального профессора Табакова над сценой появился хитро подмигивающий лицедей Табаков. Самого юбиляра от пребывания на сцене избавили. Его усадили глубоко в боковой ложе, так, чтобы зал его не видел, а сценарий неторжественной части вечера, которую вели актеры МХТ Дмитрий Назаров и Игорь Золотовицкий, построили на том, что никакого актера Табакова в театре нет, и кто он такой, на самом деле неизвестно, но вот теперь как раз и есть время выяснить.

Он настоящий мужчина? Да, и это доказывает Людмила Гурченко, поющая на фоне кадров из фильмов, где Табаков играет любовников. Женщина? Опять же - да. Константин Хабенский и Михаил Пореченков исполняют очень смешной номер, переодевшись в двух самых знаменитых женщин, сыгранных Табаковым — буфетчицу из спектакля «Всегда в продаже» и мисс Эндрю из телефильма «Мэри Поппинс, до свиданья!». Животное? И вот уже очень дальние родственники хозяйственного котяры-фермера Матроскина, гламурные кошки из одноименного мюзикла, танцуют вместе с поющей Лолитой Милявской.

Он больше педагог или ученик? Студенты школы-студии МХТ танцуют рэп, два самых знаменитых табаковских ученика, Владимир Машков и Евгений Миронов исполняют блестящий, какой-то по-бродвейски упругий и победоносный клоунский номер с битьем бутылок о голову и раздеванием до трусов, а ректор кузницы актерских кадров Анатолий Смелянский кратко и объемно рассказывает о табаковских учителях. Он ревнитель классики или современности? На сцене спорят Владимир Спиваков со своими «Виртуозами» и Андрей Макаревич, исполняющий целую балладу — «как инь без янь, как церковь без креста и как Путин без Суркова, была бы жизнь бессмысленна, печальна и пуста без Олега Табакова».

В конце вечера сцену заполняет сегодняшняя труппа Художественного театра, юбиляр в костюме и розовой рубашке усмиряет восторженную стоячую овацию и читает пушкинское «Из Пиндемонти» — «не дорого ценю я громкие права…» Потом банкет, продолжение поздравлений, уже не на сцене, а в фойе. Два месяца поздравлений закончены — прием у президента, череда славословий и букетов, телепередачи и интервью про то, как ест и пьет, как любит и как руководит, что читает и когда спит, поездка со спектаклями на малую родину в Саратов, фестиваль сегодняшних ролей на сцене МХТ, издание книги. Кстати, со сценарием вечера попали в точку: конечно, он и мужчина, и женщина, и ребенок, и классик, и современник, и животное, а если потребует роль — станет растением или даже духом святым. На то и великий актер, протей, чтобы стать сразу всем и оставаться непонятно чем, быть ускользающим и вездесущим. 

Но я еще вот о чем думаю — ведь Табаков едва ли не единственный в стране, кто, если что, в смысле — если уж совсем все как-то не так, может ведь и к народу выйти. Другие, которым по должности положено, тоже могут попробовать, но без гарантии, с опаской. И потом — нет сейчас такого, которого можно было бы сразу ко всем выпустить, чтобы поверили.

А Табаков — может сам и ко всем, если захочет. И к женщинам, и к мужчинам, и к детям, и к москвичам, и до самых до окраин, и к рыболовам, и к спортсменам, и к олигархам, и к рублевским женам и к пенсионерам, и к музыкантам, и к браткам, и к растениям, кстати, тоже. Его не сдержать и не спротивовесить, не равноудалить и не равноприблизить. И над рейтингами его трястить не надо, они у него не меняются. Потому что фамилия его и есть высшая пожизненная должность, занимаемая на общественных началах.