Художественное руководство и дирекция

Руслан Кулухов
Владимир Хабалов
Ляйсан Мишарина
Наталья Перегудова
Сергей Шишков
Вячеслав Авдеев
Константин Шихалев

Творческая часть

Репертуарная часть

Наталья Беднова
Олеся Сурина
Виктория Иванова
Наталья Марукова
Людмила Калеушева

Медиацентр

Анастасия Казьмина
Дарья Зиновьева
Александра Машукова
Татьяна Казакова
Наталья Бойко
Екатерина Цветкова
Олег Черноус
Алексей Шемятовский

Служба главного администратора

Светлана Бугаева
Анна Исупова
Илья Колязин
Дмитрий Ежаков
Дмитрий Прокофьев

Отдел проектной и гастрольной деятельности

Анастасия Абрамова
Инна Сачкова

Музыкальная часть

Организационный отдел

Отдел кадров

Анна Корчагина

Отдел по правовой работе

Евгений Зубов
Надежда Мотовилова

Финансово-экономическое управление

Альфия Васенина
Ирина Ерина
Елена Гусева

Административно-хозяйственный отдел

Марина Щипакова
Татьяна Елисеева
Екатерина Капустина
Сергей Суханов
Людмила Бродская

Здравпункт

Татьяна Филиппова

ОДИН ДЕНЬ ИЗ ЖИЗНИ ОЛЕГА ТАБАКОВА

, 1.07.2005
У ОЛЕГА ПАВЛОВИЧА ТАБАКОВА ЮБИЛЕЙ. В СЕНТЯБРЕ НА ПЕРВОМ КАНАЛЕ ВЫЙДЕТ ФИЛЬМ ТЕЛЕКОМПАНИИ «СОВЕРШЕННО СЕКРЕТНО» О ВСЕМИ ЛЮБИМОМ АКТЕРЕ (АВТОРЫ — МАРИНА ДЕНИСЕВИЧ, ЭТЕРИ ЛЕВИЕВА). НАМ УДАЛОСЬ ПОСМОТРЕТЬ ЕГО РАНЬШЕ?

К нему, кажется, намертво прилипла тельняшка мультяшного кота. А из ролей, похоже, ближе всего ему русский помещик, имя которого давно стало нарицательным.

Образ его можно было бы считать завершенным, если бы в свои 70 он не работал от рассвета до глубокой ночи, играя в день добрый десяток ролей. И не соединял бы в себе то, что, кажется, и совместить невозможно: нежность души Ильи Ильича Обломова и деловую хватку вечного антипода его — Андрея Штольца.

?В тот день Олег Павлович запланировал поездку к Антону на дачу. Отцу — под 70, сыну — за 40. Между ними мир, любовь и как будто бы полное взаимопонимание. Встреча близких людей смешна и трогательна одновременно. Табаков-старший с гордостью распаковывает привезенный Антону подарок — CD. Подарок явно «со значением», но - вот досада! — коробка оказывается пустой?

 — Обломов — это все-таки не роль. Это душевная нежность («душа голубиная» — говорили про него), которую я унаследовал от мамы?

Олег Павлович с супругой выгружают из машины привезенные с собой подарки, входят в дом. Внуки один за другим подбегают к Табакову, которого язык не поворачивается назвать дедом. Но для них он именно дед?

 — Я уже как-то каламбурил: я - Штольц, который выдает себя за Обломова. Или наоборот: Обломов, выдающий себя за Штольца.

?Я ведь капитализму начал обучаться с 1977 года, с того самого времени, как ставил спектакль в Англии. И информация о том, что за все должен отвечать сам, попала ко мне не из книг. Потому оба театра (МХТ и «Табакерка») и успешны.

?С этого года каждому актеру прибавил по 3 тысячи рублей на ребенка да по 20-30 тысяч — к отпуску. Чтобы люди, за которых отвечаешь, жили получше?

(Кричит внучке и сыну). Анют, Паш, насчет чаю расстарайтесь!

Олег Павлович садится за стол, накрытый со вкусом, почти по-барски. Над ним — «афиша» с дамой, одетой в стиле модерн, и надписью: «Завтрак у Табакова». На столе свежие красные ягоды и аристократичная в своей простоте белая ваза с сиренью.

За спиной у Олега Павловича 50 лет службы в театре, больше 100 ролей в кино.

Учить других и открывать таланты — всего лишь два из многих дарований Табакова.

Представить себе его вне сцены нетрудно. Иногда он похож на всех своих персонажей. Как будто они попеременно просыпаются в нем: то Обломов, то Матроскин, то дядюшка Адуев. Невозможно себе представить его вне игры. Как будто вся его жизнь и есть игра.

 — Занятие театром — работа почти солдатская. Не хочется — надо! Холодно — надо! Жарко — надо! Я был директором «Современника», когда умерла мама. Похоронил ее и тут же должен был выйти на сцену, играть?

АНТОН ТАБАКОВ:
Когда я показывал дочке закулисную жизнь театра, она, увидев вдруг деда, обрадовалась, закричала: «Дед!» А он как будто даже отмахнулся от нее: «Потом! Позже!», совершенно не понимая, кто перед ним. И только после спектакля смог принять нас душевно в своей гримерной.

Разглядывая замаринованные в миске куриные крылышки, Олег Павлович спрашивает:
 — А где все это должно жариться?

И, не дождавшись ответа, вслед за домочадцами неспешной походкой идет к мангалу, откуда уже тянется приятный дымок.

В то время как Антон раскладывает на решетке крылышки, наблюдающий за процессом Табаков-старший просит разбавить ему красное вино соком и на глазах у сына-ресторатора начинает смешивать апельсиновый сок, лед и элитное виноградное вино. Антону впору расплакаться?

Старший сын Табакова — в прошлом актер. Как и Олег Павлович, Антон работал в «Современнике» у Галины Волчек, в «Табакерке» у отца. Но оставил актерскую профессию, решив стать предпринимателем.

Сегодня Антон Табаков — успешный ресторатор.

У Олега Павловича он вызывает чувство отцовской гордости. Глядя на них, сразу понимаешь, что конфликт отцов и детей они разрешили к взаимному удовольствию. 

В ожидании обеда Олег Павлович философствует. От близости еды слегка возбужден и особенно красноречив, как будто хочет поскорее овладеть ею.

 — Человек должен быть счастлив от того, что он делает. Если бы мне не давали играть, я бы платил, чтобы выйти на сцену и поиграть. Немного, рублей по 300, но платил бы.

Сегодня Олегу Табакову 70. Он управляет двумя театрами — «Табакеркой» и МХТ. Проводит мастер-классы, снимается в кино, играет в спектаклях. Занимается благотворительностью и растит 10-летнего сына Павла. Дочь Александра и сын Антон подарили Олегу Павловичу троих внуков. Как и положено нормальному деду, внуков он обожает. Хотя и видит их реже, чем хотелось бы.

Дети Олега и Антона Табаковых носятся по участку. Паша «пуляет» из ружья?

Дед пристроился за накрытым столом, желая беседовать со старшим внуком. Но беседа быстро обрывается:
 — Никита, ты уже седьмой кончаешь?

 — Девятый!

 — Да-а-а!.. Неточен был в своих предположениях.

Рассказывая о себе, Олег Павлович любит отсылать слушателя в свое далекое военное детство, откуда и пошло на долгие годы приклеившееся к Табакову прозвище Лелик. Он писал на фронт письма отцу и неизменно честолюбиво подписывал их: «Маршал Лелик». Именно в детстве Табаков находит корни всех будущих достижений и ошибок, объяснение всем особенностям своей натуры и привычкам.

 — Я кушать всегда хочу. Иногда этот процесс обостряется и становится неуправляемым.

Занимает место у кухонной стойки. На стойке две миски — с клубникой и вареными раками. Во время разговора Олег Павлович так и будет клевать попеременно из двух лоханей, причудливо чередуя раков с клубникой.

 — Детство было голодным не по сегодняшним стандартам, а по нормам жизни тогдашней. Если человек ест поджаренные картофельные очистки, его детство уже нельзя назвать голодным.
А если очистки еще и хорошо посолены!.. А если к ним дали к тому же помидору соленую!.. Это же настоящая еда! Какой же тут голод?.. Хотя сладкого хотелось беспрерывно. И белого хлеба?

С детства Табаков никогда ничего не оставляет на тарелке. Доедает все до конца.

 — Даже воровать я начал, когда мама болела брюшным тифом. Сейчас стыжусь, конечно?

Провинциальное саратовское детство Олега Павловича и в особенности окружавшие его бесконечно любящие женщины — мама, бабушки, тетушки, соседки по коммунальной квартире — все это, пожалуй, во многом и определило его дальнейшую жизнь.

 — Вот такая любовь и есть душевная защита человека. Полагаю, именно любовью бабушек я защищен до сих пор.

?Из длинного коридора в контровом свете движется знакомая зрителю фигура. Крайне сосредоточена. В длинном плаще и смешном парике. Весь вид фигуры внушает, что подходить к ней сейчас небезопасно. Однако следом выпархивает хрупкая женская фигурка и торопливо настигает фигуру. Мгновение — и ручка ложится сзади на широкое плечо. Фигура и постоянно настигающая ее фигурка. Обе останавливаются у рампы. Открывается вид на сцену из закулисья. Олег Табаков и Марина Зудина. Их выход!

(В этой сцене смысл того, о чем нельзя сказать словами, — «распределение ролей» в их личной жизни).