ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ — СЕРГЕЙ ЖЕНОВАЧ
Чайка
МХТ

Художественное руководство и дирекция

Людмила Таширева
Юрий Рожков

Творческая часть

Репертуарная часть

Литературная часть

Музыкальная часть

Лидия Соколова

Издательский отдел

Отдел по связям с общественностью

Мария Федосеева

Служба главного администратора

Николай Булыкин

Организационный отдел

Отдел кадров

Анна Корчагина

Отдел по правовой работе и государственным закупкам

Бухгалтерская служба

Альфия Васенина
Татьяна Медведева

Планово-финансовый отдел

Административно-хозяйственный отдел

Татьяна Елисеева
Ирина Цымбалюк
Лидия Суханова
Людмила Бродская

Здравпункт

Татьяна Филиппова

«Лицо года» — Олег Табаков

Василиса Волгина, Лица года КОНКУРС, 31.01.2006
Художественный руководитель МХТ и собственного театра на ул. Чаплыгина, неоднократный лауреат Госпремии России, член Совета по культуре при Президенте РФ, Олег Павлович имеет массу других общественных обязанностей. При этом успевает играть в обоих театрах, сниматься в кино (в том числе, за границей), преподавать (не только в России, но и в Америке) и… решать демографическую проблему страны не словом, но делом.

«Дело надо делать» — частенько повторяет актер и старается следовать этой заповеди без малого полвека. 115 ролей в кино, 100 — в театре, 40 режиссерских постановок в России и за рубежом и бесчисленное количество работ на радио, которое когда-то здорово помогало ему решать финансовые проблемы семьи.

Но вот что интересно. Есть актеры, чье амплуа — играть негодяев. Удел других — роли положительных героев. К какому стану отнести Табакова? «Я артист характерный и в каком-то смысле комический, — говорит он о себе. — Самоирония у меня в большей степени от отца, Павла Кондратьевича»…

Он лихо перевоплощался в Президента России, короля Франции, шефа политической разведки Германии, осторожного изменщика, внимательного чекиста, проныру-царедворца, генерала КГБ, лежебоку, чье имя давно стало нарицательным… Будучи плохим или хорошим, Табаков при этом не переставал нравиться зрителям, а в особенности, зрительницам. Хотя, чего уж там, не писаный красавец, не мачо, не герой-любовник… Но чертовское обаяние, глаза с хитринкой, какая-то совсем уж неподражаемая улыбка — и вот оно, признание!

Школьные учителя физики любили повторять: «А вот теперь представьте на минуту, что было бы, если бы не было электричества…» Легко мысленно нарисовать себе картинку, что без электричества была бы темень кромешная — в прямом и переносном смысле. Но совсем непросто вообразить, как мы жили бы без Олега Табакова, который и Илья Ильич Обломов, и Кот Матроскин, и Вальтер Шелленберг, и Людовик, и Ягужинский. .. И даже крадущийся на цыпочках и осторожно выглядывающий из-за двери Володенька в противных подтяжках — в любимой многими мелодраме «Москва слезам не верит». Эпизод, крошечная роль!.. Но характер и сущность человека показаны столь полно и красноречиво, что, кажется, вся жизнь героя прошла перед нашими глазами.

История не терпит сослагательного наклонения. И негоже было бы рассуждать нам сейчас в духе: «если бы да кабы», если б сам Олег Павлович не прибегнул однажды в разговоре к подобному приему.

«А знаешь, в каком возрасте Владимир Иванович Немирович-Данченко основал школу-студию МХАТ? — рассказывал он как-то в интервью. — Ему было 83 года. Немцев только отогнали от Сталинграда — и дальше сам Господь Бог не знал, кто победит в этой войне. Но в 1943 году он организовал школу-студию и страшно представить себе, что было бы, если бы он этого не сделал. Мы бы тогда не имели ни Олега Ефремова, ни Галины Волчек, ни Олега Борисова, ни Татьяны Дорониной, ни Лилии Толмачевой, ни Александра Лазарева… Кого я еще не назвал?»

Впору преподавателям актерского мастерства в театральных и киновузах страны взять за правило задавать студентам вопрос: «А теперь представьте на минуту, что было бы, если бы в нашем искусстве не было Олега Табакова?..»

Не было бы не только восхитительных ролей мастера, но и многих талантливых артистов — птенцов гнезда Олегова: Машкова, Миронова, Мохова, Безрукова, Смолякова, Зудиной, Германовой, совсем молодых Дениса Никифорова, Ольги Красько… Кого еще не назвали?

«Когда смотрю, как замечательно играет кто-нибудь из моих учеников, — кажется, ничего больше не надо». Отсюда и оптимизм, и энергия, и жизнерадостность с жизнелюбием… И что там возраст, о котором подчас совсем уж бесцеремонно напоминают доктора?

Сотрудников Федерального Агентства по культуре и кинематографии (ФАКК), например, нимало не заботили паспортные данные Табакова весной прошлого года, когда решался вопрос: оставлять его на посту художественного руководителя МХТ (тогда еще МХАТа) или искать замену.

«Если сочтете мою работу хорошей, выдвину несколько условий, без которых невозможно работать. Четыре с половиной года назад я был такой возможности лишен… За кресло свое не держусь, моя основная профессия — актер, удовлетворить свое тщеславие я всегда смогу», — заявил тогда Олег Павлович. И получил второй срок.

Впрочем, уговаривать ФАКК и не пришлось. Факты, что называется, были налицо. Пять лет назад посещаемость театра составляла менее 50 процентов, сегодня — более 90. В прошлом сезоне поставлено 11 спектаклей, но три было снято с репертуара самим руководителем — не был исполнен табаковский закон театра «чтобы было видно, слышно, ясно и чтобы дух захватывало».

В остальном, кажется, все идет по плану. Усилия первой пятилетки по привлечению в МХТ «Сборной молодых режиссеров России» увенчались успехом. Больше того, сегодня здесь ставят не только Гришковец, Невежина, Чусова, Машков, Марин, Серебренников, но и признанные Виктюк, Козак, Штейн, Розовский, Врагова, Женовач… А какая труппа?! Это ж как надо было расстараться (словечко из лексикона самого Олега Павловича — Авт.), чтобы собрать в одном театре едва ли не всех сегодняшних теле- и кинозвезд, в том числе, из Петербурга? А Табаков продолжает бороться за качественный состав МХТ, желая сделать труппу “number one”. В том, что ему удастся это вполне, никто, кажется, уже и не сомневается.

Только наедине с самим собой Олег Павлович может, пожалуй, признаться в том, что не получилось и чего не успел… Только он один — главный критик собственных дел. «Каждый должен носить свой чемодан, и тогда, может быть, у нас что-нибудь получится». Возглавив МХАТ пять лет назад после смерти Ефремова, он, к примеру, сразу дал себе зарок: «Ничего в этом театре режиссировать не буду».

Впрочем, без работы Табаков никогда не сидел. В минувшем году сыграл в спектакле МХТ «Возвращение», снялся в телесериале «Есенин» и кинопроекте «Статский советник». На подходе фильмы с его участием — у венгерского классика Иштвана Сабо («Родственники») и о Хансе Кристиане Андерсене у российского мэтра Эльдара Рязанова. Да и любовью народной не обделен. Сам порой удивляется: «Зритель прет и прет! И с такой душевной щедростью встречает, что порой кажется, будто я Сергей Безруков…»

2005-й вообще был на редкость событийным для мастера.

В дни Великой Победы состоялась премьера документального фильма «Дорога к Сталинграду», посвященного отцу Табакова — Павлу Кондратьевичу, который во Время Великой Отечественной войны был начальником санитарного поезда № 87. Владимир Путин подписал указ о выделении МХТ гранта. Коллективу Театра п/р О. П. Табакова был представлен макет нового здания на углу ул. Гиляровского и Садового кольца. В Раменском открыли бронзовый памятник Коту Матроскину из мультфильма «Каникулы в Простоквашино».

«Помните: „Давай возьмем корову в аренду“? Матроскин — часть моей жизненной философии. Трезвость взгляда на жизнь присуща и ему, и мне. То есть я очень практичный Олег Павлович Матроскин».

Табаков участвовал в представлении «Подари мне жизнь», придуманном Чулпан Хаматовой и Диной Корзун, чтобы помочь детям, больным раком; критиковал министра культуры Соколова; встречался с Президентом России; был награжден Орденом «За заслуги перед Отечеством» II степени и эстонским орденом «Крест Маарьямаа»…

Нет сомнений, наступивший год станет для Олега Павловича не менее, а, может быть, даже более удачным, чем прошлый. Будут новые роли в театре и кино, новые постановки в Театре на улице Чаплыгина, новые ученики в Школе-студии МХТ и Бостонском университете “Russian-American Performing Arts Center”, который американцы называют «Школой Станиславского».

И еще…Он снова станет папой!