Художественное руководство и дирекция

Руслан Кулухов
Владимир Хабалов
Ляйсан Мишарина
Наталья Перегудова
Сергей Шишков
Вячеслав Авдеев
Константин Шихалев

Творческая часть

Репертуарная часть

Наталья Беднова
Олеся Сурина
Виктория Иванова
Наталья Марукова
Людмила Калеушева

Медиацентр

Анастасия Казьмина
Дарья Зиновьева
Александра Машукова
Татьяна Казакова
Наталья Бойко
Екатерина Цветкова
Олег Черноус
Алексей Шемятовский

Служба главного администратора

Светлана Бугаева
Анна Исупова
Илья Колязин
Дмитрий Ежаков
Дмитрий Прокофьев

Отдел проектной и гастрольной деятельности

Анастасия Абрамова
Инна Сачкова

Музыкальная часть

Организационный отдел

Отдел кадров

Анна Корчагина

Отдел по правовой работе

Евгений Зубов
Надежда Мотовилова

Финансово-экономическое управление

Альфия Васенина
Ирина Ерина
Елена Гусева

Административно-хозяйственный отдел

Марина Щипакова
Татьяна Елисеева
Екатерина Капустина
Сергей Суханов
Людмила Бродская

Здравпункт

Татьяна Филиппова

Пятки Ахиллеса

Ирина Леонидова, Культура, 16.10.2003
Художественный руководитель чеховского МХАТа Олег Табаков продолжает поиски молодых драматургически-режиссерских имен, которые еще театром не охвачены. Можно успокоиться — их много. Но первым обретением нового мхатовского сезона стал небезызвестный Евгений Гришковец, выступивший в двух ипостасях сразу — автора и постановщика. Впрочем, в программке он скромно поименовал себя «автором спектакля», а появившись перед публикой в прологе представления, заявил, что все это — плод коллективного импровизационного творчества участников постановки.
О Гришковце, кажется, все уже давным-давно сказано, причем куда больше лестных и комплиментарных фраз, нежели критических реплик. Его любят, он - феномен и мастер, вера и надежда. Он явился слишком неожиданно и по-хорошему «экзотично». Но, увы, экзотики не бывает много, иначе она неизбежно перемещается на территорию «общего места».
Евгений Гришковец безусловно талантлив и также безусловно однообразен. Особенно в последнее время. Впрочем, это охотно выдается за неповторимость манеры и стиля. Меняются тексты и темы, но формы остаются прежними, узнаваемыми с полувзгляда. Его тексты — наивные «потоки сознания», с бесконечными житейскими «ну», «ага», «угу», «это вот» и прочая, и прочая. Из его собственных уст это звучит искренне, откровенно и заманчиво, потому что имеет личностный характер. Но дай его текст актерам (любым!), и они моментально становятся «клонами» автора — те же интонации, то же сбивчивое косноязычие, только, по ощущениям, тщательно отрепетированное. Когда в прологе мхатовской «Осады» Гришковец по-домашнему вышел на сцену и в своем привычном амплуа застенчивого простака заговорил о задержке спектакля и отключении мобильников, показалось, что это некий прием «камертона». Он взял свое «ля», немного подержал и передал актерам.
Спектакль «Осада» — о войне, причем о войне как о мифе, вневременной и бесконечной. О личном и сегодняшнем ощущении этой темы, хотя изначально Гришковец шагнул далеко, обратившись к гомеровской «Илиаде», античным же мифам и их героям. Получилась пародия, не лишенная занимательности, но насквозь пропитанная духом студенческих представлений. Герои мифов, не представляясь под своими именами, частично присутствуют на сцене (плотненький приземистый Икар — Максим Какосов, Ахиллес со своей пятой — Александр Усов). Остальные же, изрядно приниженные до уровня наших неказистых соотечественников, оживают в рассказах Ветерана (Виталий Хаев), которыми он навязчиво потчует абстрактного Юношу (Олег Соловьев). Так вот и сидят они друг против друга весь спектакль, первый — в потрепанной одежонке и лысый, второй — модный и кудрявый, с выкрашенными прядями. И Геракл, обращенный в Бубнилу, чистит в рассказах деревенскую конюшню. И Сизиф в облике недалекого селянина незнамо зачем катит в гору свой камень. В общем, сюжетец на тему рассказа Дяди: «Богатыри — не вы». Мораль сей басни? В том, что все на свете повторяется. Ну, наверное. Свеженькая такая мораль.
А между тем монологи сидящих то и дело разбиваются явлениями трех Воинов под порядковыми номерами (первый — Игорь Золотовицкий, второй — Валерий Трошин, третий — Александр Усов) в смешных одеждах с намеком на «седую старину» (костюмы и сценография Ларисы Ломакиной). Осаждающие некий город древние солдатики очень разные — есть и рефлексирующие, есть и тупо верящие в то, что «наше дело — правое». Что-то там между собой они пытаются понять о войне и мире, жизни и смерти и прочих высоких материях. Но, взобравшись на помост-корабль-песочницу (игра все-таки) и приблизившись вплотную к публике, начинают отчаянно комиковать в духе кавээнных реприз и приемчиков. Это смешно, ничего не возразишь. Но не всегда адекватно сути происходящего.
Есть и музыка, поданная в качестве Высшей силы (живой оркестрик в составе Ирины Лавриной, Алексей Балабанова и Евгения Щербакова), и наивные рукотворные облачка-стрелы-молнии (сколько всего подобного кочует у Гришковца из спектакля в спектакль), и явления поющей Богини (Елена Гришковец). К счастью, синтез иронии и серьеза в атмосфере угадывается. Как и то, что атмосфера эта не слишком свежа — уже в который раз Гришковец, как истинный «мэтр», возобновляет и модернизирует свои старые спектакли. Право же, он достоин своего театра — соответствующего стиля и уровня. Тем более что собрать его творения по Москве в одно место труда не представляет. Только отыщется ли тот, кто окажется в силе пересмотреть их все подряд. А так, пришел теперь во МХАТ, и одного будет вполне достаточно.