Богиня в саду

Александр Смольяков, ГДЕ, 17.09.2004
Когда по Москве пролетела новость, что в МХАТе (который с нового сезона решением Табакова называется МХТ) Раневскую будет играть Литвинова, кто-то из не в меру язвительных коллег спросил: «А что уж не Верка Сердючка?» Но, полагаю, что отнюдь не жажда дешевого (ничего себе дешевый! Перед каждым спектаклем Литвинову гримирует визажист от Nina Ricci) успеха двигала режиссером Шапиро. Он, действительно, увидел в этой богемной диве, которая играет в фильмах по собственным сценариями и разглагольствует о стиле на экране ТВ, современную Раневскую. Для такой отдать золотой нищему, когда прислуге есть нечего, — обычное дело. А как в ее устах звучит текст! «Вам бы не пьесы смотреть, а смотреть почаще на самих себя» — с неподражаемой (но великолепно передаваемой Максимом Галкиным) литвиновской интонацией! И понятно, почему «Вишневый сад» определен Чеховым как комедия. 

А если серьезно, то спектакль у Шапиро получился изысканный по форме и стройный по мысли. Художник Давид Боровский единственным элементом декорации сделал знаменитый мхатовский занавес, который разделяется на отдельные полотнища и перекрывает пространство по диагонали. МХАТ стал для нас мифом, доставшимся в наследство (кстати, не единственным), и, подобно Раневской, мы не знаем, что с этим мифом делать. Есть, над чем задуматься.

Подробности. Предыдущую версию «Вишневого сада» на сцене МХАТ ставил Олег Ефремов в начале 1990-х. Раневскую играла Наталья Тенякова, а Гаева — Иннокентий Смоктуновский. Спектакль был грустным и холодным?