ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ — ОЛЕГ ТАБАКОВ
Чайка
МХТ

Молодежный «Гусь»

Алексей Филиппов, Известия, 27.02.2002
Мхатовский спектакль «Пролетный гусь» появился на свет как самостоятельная молодежная работа — педагог Школы-студии МХАТа Марина Брусникина поставила ее по двум рассказам Астафьева. Олег Табаков Астафьева любит, молодежная работа ему понравилась, и спектакль был взят в репертуар. Его можно увидеть на новой сцене Художественного театра — второй такой вызывающе, принципиально несовременной постановки в Москве нет.

«Пролетный гусь» напоминает о старых добрых советских временах, когда театры, не думая о кассе, учили разумному, доброму, вечному (или же занимались партийно-политической работой). В нашем случае, разумеется, никакой советской дидактикой не пахнет — молодежный спектакль говорит о душе, и в первом акте это оказывается серьезным испытанием для ничего не подозревающих зрителей.

«Пролетный гусь» — мрачный рассказ. Погибают все: ребеночек — от неизвестной инфекции, его отец, вчерашний солдат, — от туберкулеза, мать вешается на сеновале. А проходимцы, разжиревшие на войне и удобно пристроившиеся в мирное время обыватели живут припеваючи. Рассказ «Пролетный гусь», опубликованный в журнале «Новый мир», за который Виктор Астафьев был удостоен премии за лучший рассказ минувшего года имени Юрия Казакова (посмертно), много сложней, но на сцене все выглядит именно так. Исчезает воздух, теряется многоголосие астафьевской прозы, зато ее дидактизм выходит на первый план.

И все же во мхатовском репертуаре спектакль оказался не зря. По своей стилистике он напоминает раннюю Таганку: полупустая сцена, одинаковые платья на актрисах, а на актерах похожие на униформу темные свитера… Это не литературный монтаж — артисты практически полностью читают астафьевский текст, но полноценным драматическим спектаклем «Пролетного гуся» назвать трудно. Здесь нет тонких режиссерских ходов, нет ярких актерских работ: режиссер растворилась в астафьевской прозе, артисты стали частичками постановочной мозаики — все по мере сил работают на результат, а он заведомо скромен. Создатели спектакля хотят донести до зрителей астафьевское слово, перед нами чистой воды литературный театр.

И все же у «Пролетного гуся» есть свои (и не только гражданские) достоинства. Постановочный аскетизм плюс чистая молодая интонация, плюс серьезная проза — где еще сегодня можно увидеть такое? Теперешний театр ужасно хочет быть успешным, а эта мхатовская премьера существует вне любой конъюнктуры. На маленький, неброский, негромкий спектакль стоит сходить.
Пресса
«Пролетный гусь» МХТ имени Чехова заставил балашовцев плакать, Олег Винс, Аргументы и факты (Саратов), 8.09.2017
Как в зеркале жизни, Юлия Владимирова, Наш Красноярский край, 11.09.2016
Катарсис от московских гостей, Татьяна Смирнова, Курск сегодня, 28.06.2016
МХТ имени Чехова — в Курске, видеосюжет телерадиокомпании «Сейм» (Курск), 23.06.2016
Большие гастроли, видеосюжет ГТРК «Курск», 23.06.2016
Семейные истории на полях Великой Отечественной, Григорий Заславский, Независимая газета, 30.04.2015
«Пролетный гусь» прилетел в Красноярск, Екатерина Котова, Труд, 21.05.2014
«Пролётный гусь» вернулся в Красноярск, Станислав Эткинд, Московский комсомолец (Красноярск), 21.05.2014
«Пролетный гусь» в Красноярске прошел на «ура», ИА «1-LINE» (Новости Красноярска), 20.05.2014
Театральная проза, Алексей Филиппов, Известия, 1.10.2002
Что такое жисть, Павел Руднев, Ваш досуг, 11.03.2002
Гусь печальный, Роман Должанский, Коммерсантъ, 6.03.2002
Развязавшие язык, Елена Ямпольская, Новые известия, 28.02.2002
Молодежный «Гусь», Алексей Филиппов, Известия, 27.02.2002
Сердечная недостаточность, Ирина Алпатова, Культура, 31.01.2002
Дело было вечером, Культура, 6.12.2001