Легенда не умирает

Марина Токарева, Московские новости, 18.05.2007
Татьяны Лавровой больше нет.

…«Коль к сердцу все так принимать горячо — к чему оголять при мужчинах плечо?!» — небрежно роняла ее героиня в одном фильме, являя блеск женского опыта и его же трагизм. Татьяна Лаврова — один из символов победы женского начала над ханжеством Страны Советов: раскосые глаза, чуть вздернутый нос, шапка упрямых кудрей, раскованность и загадка. Не просто актриса — манкий, сейчас бы сказали, образ. В советские времена в ней мнилось что-то западное. Потому ей доставались такие роли, как, скажем, неотразимая Салли Бёрк в фильме Михаила Казакова «Вся королевская рать».

С кем из больших актрис жизнь обошлась справедливо? Участь почти каждой состоит из несыгранных ролей. К Лавровой это относилось тоже. Хотя, казалось, играла немало — и в кино, и в «Современнике», и во МХАТе. Впрочем, чтобы остаться в истории и памяти, достаточно двух вершинных ролей — Гитель Моска в спектакле Галины Волчек «Двое на качелях» и Лёля в фильме Михаила Ромма «Девять дней одного года». В них Лаврова не столько играла, сколько несла самодостаточность женственности и всегдашнюю неприкаянность, шарм с сумасшедшинкой и слабость, что посильнее силы.
От замечательной Нины Заречной, сыгранной еще студенткой, до Гертруды в «Гамлете», поставленном Дмитрием Крымовым. В этой последней роли она играла женщину с легендой. Такую, какой была сама.
2000
На душе — праздник, М. Демидова, Красное знамя, 4.11.2000
Интервью с легким человеком, Сергей Вовин, Электронная газета Yтро, 22.08.2000
Душа и сердце Вячеслава Невинного, Юлия Гусейнова, Ежедневные новости (г. Владивосток), 11.07.2000
Новая власть в Камергерском, Наталия Каминская, Культура, 15.06.2000
Лицедей, Анатолий Смелянский, Известия, 9.06.2000
Чудо, Лев Додин, Независимая газета, 1.06.2000
Он пришел, Кама Гинкас, Новая газета, 1.06.2000
Последняя легенда Художественного театра, Марк Розовский, Культура, 25.05.2000
Призрак бродит по МХАТу. Призрак символизма, Елена Ямпольская, Новые известия, 12.01.2000
Один абсолютно театральный вечер, Алексей Чанцев, Театр, 2000
Николай Эрдман. Переписка с Ангелиной Степановой., С комментариями и предисловием Виталия Вульфа, 2000