Невосполнимый Парадоксалист

Глеб Ситковский, Газета, 22.05.2007
Ушел из жизни Виктор Васильевич Гвоздицкий. Ему было всего 54 года. Говорят, оторвался тромб, и врачи оказались беспомощны. Смерть актера такого ранга первым делом побуждает к растерянным ритуальным формулам о «невосполнимой потере». Однако в случае с Гвоздицким этот затертый штамп, годный абсолютно для любых похорон, удивительно точен: эта потеря восполнена не будет. В нашем театре нет и не предвидится актера, хоть сколько-нибудь похожего на Виктора Гвоздицкого.



Кого бы он ни играл, он всегда смотрелся на сцене нездешней птицей с гордым профилем и удивительным голосом. Он был столь своеобычен, что казалось: даже человек, никогда не видевший Гвоздицкого и случайно зашедший в зал, сразу отделит его взглядом от пестрой толпы актеров. Именно поэтому он идеально подходил на роли романтических героев, противостоящих толпе.

Если сейчас начать перебирать его роли, то мы увидим, как часто в своей жизни он играл поэтов, как часто и как здорово он читал со сцены стихи. В первую очередь это, конечно, Пушкин, к роли которого он не раз возвращался. Началась эта пушкиниана с легендарного спектакля Камы Гинкаса «Пушкин и Натали» в Ленинграде. Гвоздицкий благодаря своей кудрявости был, конечно, внешне схож с Пушкиным, но заслужил право играть эту роль еще и чем-то другим: в нем всегда чувствовался поэт, и лучшие свои работы в театре он выстраивал то ли как стихотворение, то ли как мелодическое высказывание. Бытовых интонаций не терпел вообще, но при этом ухитрялся быть совершенно естественным.

Он успел поработать с самыми лучшими российскими режиссерами. Начинал когда-то в Риге с Адольфом Шапиро и Николаем Шейко, потом попал в Ленинград, играл в спектаклях Петра Фоменко, Льва Додина, Романа Виктюка, Генриетты Яновской. Переехав в Москву, создал несколько замечательных ролей в театре «Эрмитаж» у Михаила Левитина. Гениально сыграл Парадоксалиста в «Записках из подполья», Порфирия Петровича в "Играем «Преступление» у Камы Гинкаса. С блеском поработал в спектаклях Юрия Еремина в Театре имени Пушкина. В 1995 году он пришел в МХАТ имени Чехова к Олегу Ефремову. Невозможно забыть ни его Тузенбаха, ни его Сирано. Последние годы Виктор Гвоздицкий работал в Санкт-Петербурге, в Александринском театре, куда перебрался по приглашению Валерия Фокина, но успел сыграть там всего несколько ролей. Фокин очень на него рассчитывал. Эту потерю ему, конечно, восполнить не удастся. Виктор Гвоздицкий умер до досадности рано. Так рано дано умирать только поэтам.
2000
На душе — праздник, М. Демидова, Красное знамя, 4.11.2000
Интервью с легким человеком, Сергей Вовин, Электронная газета Yтро, 22.08.2000
Душа и сердце Вячеслава Невинного, Юлия Гусейнова, Ежедневные новости (г. Владивосток), 11.07.2000
Новая власть в Камергерском, Наталия Каминская, Культура, 15.06.2000
Лицедей, Анатолий Смелянский, Известия, 9.06.2000
Чудо, Лев Додин, Независимая газета, 1.06.2000
Он пришел, Кама Гинкас, Новая газета, 1.06.2000
Последняя легенда Художественного театра, Марк Розовский, Культура, 25.05.2000
Призрак бродит по МХАТу. Призрак символизма, Елена Ямпольская, Новые известия, 12.01.2000
Один абсолютно театральный вечер, Алексей Чанцев, Театр, 2000
Николай Эрдман. Переписка с Ангелиной Степановой., С комментариями и предисловием Виталия Вульфа, 2000