Памяти Виктора Гвоздицкого

Григорий Заславский, Независимая газета, 23.05.2007
Сегодня в Москве прощаются с народным артистом России Виктором Гвоздицким: сначала — отпевание, в час — гражданская панихида в Центре имени Мейерхольда, где Гвоздицкий играл Антонена Арто, потом — похороны на Митинском кладбище.

Безвременная смерть — Виктору Васильевичу Гвоздицкому не было и 55 — 30 сентября был бы «очередной», «молодой» юбилей. Выдающийся актер, уникального дарования. Кто-то сравнил его с великим Михаилом Чеховым — какое-то время Гвоздицкий и вправду шел «по пятам» чеховского репертуара, сыграл Эрика, Хлестакова… Фантастическая органика и какое-то животное чувство профессии, ремесла позволяли ему пренебрегать этими условностями. Он играл Раскольникова, подпольного человека у Достоевского в спектаклях Камы Гинкаса, играл у Левитина, в театре «Эрмитаж» Подколесина, играл Тузенбаха в великих «Трех сестрах» Ефремова. Этот спектакль и воспринят был, и его называли прощальным, хотя сам Ефремов скоро начал репетиции «Сирано де Бержерака» с Сирано-Гвоздицким. Эта прощальность «изрыгалась» прощальным криком — воплем Тузенбаха-Гвоздицкого: «Ир-рр-ри-и-ина!.. Я не пил сегодня кофе». Не крик — животный, ознобом пробирающий сдавленный рев, хрипящий выдох, единственный выплеск долго сдерживаемой страсти так и стоит в ушах.

Пограничные состояния, подвалы и казематы подсознания — все это он умел играть как никто. И - поразительное дело — актер самой что ни на есть формальной, эксцентрической школы, он оказался нужен не только Николаю Шейко, созвучно мыслившему с актером, но и Ефремову, который в последние годы жизни не только пригласил Гвоздицкого во МХАТ, но как-то трогательно приблизил к себе. Точно почувствовал, что Гвоздицкий, как и он, Ефремов, к театру относится как к служению, высокому и единственному в своей жизни. Как к делу жизни. Был верен театру, сцене — «Эрмитажа», потом МХАТа, потом — до последнего дня — Александринки, куда переехал по зову Валерия Фокина. В кино почти не снимался — не видел смысла, полагал суетой.

Гвоздицкий знал толк в театральном ремесле — ученик Ярославской школы, он привез с собой в Москву почти уже потерянное знание секретов ремесла, тех самых 200-300 штампов, без которых провинциальная сцена немыслима, а столичная ныне обходится. Редчайший случай: Гвоздицкий был выдающимся актером и потрясающе порядочным, деликатным, трогательно внимательным человеком. Хороший человек, говорят, — не профессия, но в сочетании с профессией — такая редкость.
2000
На душе — праздник, М. Демидова, Красное знамя, 4.11.2000
Интервью с легким человеком, Сергей Вовин, Электронная газета Yтро, 22.08.2000
Душа и сердце Вячеслава Невинного, Юлия Гусейнова, Ежедневные новости (г. Владивосток), 11.07.2000
Новая власть в Камергерском, Наталия Каминская, Культура, 15.06.2000
Лицедей, Анатолий Смелянский, Известия, 9.06.2000
Чудо, Лев Додин, Независимая газета, 1.06.2000
Он пришел, Кама Гинкас, Новая газета, 1.06.2000
Последняя легенда Художественного театра, Марк Розовский, Культура, 25.05.2000
Призрак бродит по МХАТу. Призрак символизма, Елена Ямпольская, Новые известия, 12.01.2000
Один абсолютно театральный вечер, Алексей Чанцев, Театр, 2000
Николай Эрдман. Переписка с Ангелиной Степановой., С комментариями и предисловием Виталия Вульфа, 2000