Не осталось дней ее года

Татьяна Невская, Газета.ру (Gzt.Ru), 17.05.2007
Татьяна Лаврова, актриса кино и театра, народная артистка России, скончалась в среду на 69-м году жизни после продолжительной болезни. Она работала во МХАТе, «Современнике», снималась в кино. Главная роль в фильме «Девять дней одного года» Михаила Ромма стала лучшей ее киноработой. Фильм получил «Хрустальный глобус» на XIII МКФ в Карловых Варах (1962), почетный диплом на VI МКФ в Сан-Франциско (1962), почетный диплом на XIV МКФ в Мельбурне (1965), был признан жюри польских кинокритиков лучшим иностранным фильмом в польском прокате (1962).

В этой культовой для начала 1960-х годов картине начинающая актриса Татьяна Лаврова играла на равных со своими блистательными и уже знаменитыми партнерами — Алексеем Баталовым и Иннокентием Смоктуновским. Роль жены физика-ядерщика, получившего смертельную дозу радиации, стала новым образом современной героини. Ни до, ни после Татьяны Лавровой никто не смог так ярко, достоверно и искренне сыграть самоотверженность и самопожертвование, служение близкому человеку, равное по значимости подвигу в науке.

Одной из лучших театральных ролей Татьяны Лавровой, ее триумфом в театре «Современник» стала роль в спектакле «Двое на качелях», который несколько лет подряд был настоящим хитом.

Татьяна Евгеньевна Лаврова родилась 7 июня 1938 года в Москве в семье известного оператора и режиссера Евгения Андриканиса и кинооператора Галины Пышковой.

После окончания средней школы Татьяна Лаврова поступила в Школу-студию МХАТ. 

Будучи студенткой четвертого курса, сыграла во МХАТе роль Нины Заречной в «Чайке», где ее партнершей была Алла Константиновна Тарасова, игравшая Аркадину.

В 1959 году Лаврова окончила Школу-студию МХАТ (курс Станицына) и была принята в труппу театра. Тогда же состоялся ее дебют в кино. Первой ролью стала Варя в фильме «Песнь о Кольцове», а через два года Татьяна Лаврова сыграла главную роль в фильме Михаила Ромма «Девять дней одного года». Позже у нее были тоже интересные работы в кино: политическая драма Наума Ардашникова «Вся королевская рать», фантастическая притча Михаила Швейцера «Бегство мистера Мак-Кинли», психологическая драма Бориса Шадурского «Факт биографии», мелодрама Леонида Марягина «Вылет задерживается» и другие. 

В 1961 году, несмотря на успехи во МХАТе, Татьяна Лаврова перешла в театр «Современник». Здесь она сыграла одну из лучших своих ролей — Гитель Моску в пьесе Гибсона «Двое на качелях», а также роль, которая навсегда останется в истории театра, — Полины Андреевны в чеховской «Чайке» в постановке Олега Ефремова. Ею были сыграны Катя в спектакле «С любимыми не расставайтесь», Раневская в «Вишневом саде», Лавра в «Эшелоне», Настя в пьесе «На дне».

В 1978 году Татьяна Лаврова вернулась во МХАТ к Олегу Ефремову. Поначалу она много играла в самых разных спектаклях: «Наедине со всеми» (Наташа), «Серебряная свадьба» (Аглая), «Варвары» (Надежда Монахова), «Московский хор» (Люба), «Мишин юбилей» (Катя), «Венецианский антиквар» (Графиня Изабелла), «За зеркалом» (Графиня Брюс), в «Чайке» она уже выходила на сцену в роли Аркадиной. В последние годы в театре ролей у Татьяны Лавровой было совсем немного.

Еще в студенческие годы ее избранником стал актер Евгений Урбанский. В 1965 году она вышла замуж за актера Олега Даля. Вместе они прожили лишь полгода. Ее сын Володя носит фамилию Лавров; он по образованию скульптор, занимается дизайном.

Татьяна Лаврова была и останется в памяти самой пленительной, обаятельной, «нездешней» женщиной и актрисой своего поколения. 
2000
На душе — праздник, М. Демидова, Красное знамя, 4.11.2000
Интервью с легким человеком, Сергей Вовин, Электронная газета Yтро, 22.08.2000
Душа и сердце Вячеслава Невинного, Юлия Гусейнова, Ежедневные новости (г. Владивосток), 11.07.2000
Новая власть в Камергерском, Наталия Каминская, Культура, 15.06.2000
Лицедей, Анатолий Смелянский, Известия, 9.06.2000
Чудо, Лев Додин, Независимая газета, 1.06.2000
Он пришел, Кама Гинкас, Новая газета, 1.06.2000
Последняя легенда Художественного театра, Марк Розовский, Культура, 25.05.2000
Призрак бродит по МХАТу. Призрак символизма, Елена Ямпольская, Новые известия, 12.01.2000
Один абсолютно театральный вечер, Алексей Чанцев, Театр, 2000
Николай Эрдман. Переписка с Ангелиной Степановой., С комментариями и предисловием Виталия Вульфа, 2000