Умер Виктор Гвоздицкий

, 20.05.2007
Виктор Гвоздицкий родился в городе Кропоткине (он же станция Кавказская, он же хутор Романовский), где театра не было и в помине. Но призвание свое угадал безошибочно.
Он дал нашему театру свою совершенно особую ноту. Она могла потонуть в нашей крикливой порой многоголосице, но перепутать ее было невозможно. Его игра была почти музыкой — настолько, насколько театр вообще может приблизиться к этому высшему из искусств. Предельно точной и предельно обнаженной. Не случайно в его актерской биографии не раз встречались поэты — Пушкин в спектакле Камы Гинкаса, Сирано в последнем спектакле Олега Ефремова. Он, как очень немногие, чувствовал слово, его полет, его силу, его тончайшие оттенки и ворожбу. Его вкус в профессии был безупречным — Виктор Гвоздицкий мог играть и в антрепризе, но всегда — в своей системе координат.
Последние два месяца Виктор Гвоздицкий репетировал в Александринском театре в «Женитьбе» у Валерия Фокина, который вернул Санкт-Петербургу этого уникального актера.
Он жил на два города (и на несколько театров) — в Петербурге и Москве, в квартире, похожей одновременно на библиотеку и картинную галерею.
Ему было всего 55. Оборвался тромб. Хотя играл он в любом состоянии и с любой температурой, вырываясь на спектакли и репетиции даже из больницы.
2000
На душе — праздник, М. Демидова, Красное знамя, 4.11.2000
Интервью с легким человеком, Сергей Вовин, Электронная газета Yтро, 22.08.2000
Душа и сердце Вячеслава Невинного, Юлия Гусейнова, Ежедневные новости (г. Владивосток), 11.07.2000
Новая власть в Камергерском, Наталия Каминская, Культура, 15.06.2000
Лицедей, Анатолий Смелянский, Известия, 9.06.2000
Чудо, Лев Додин, Независимая газета, 1.06.2000
Он пришел, Кама Гинкас, Новая газета, 1.06.2000
Последняя легенда Художественного театра, Марк Розовский, Культура, 25.05.2000
Призрак бродит по МХАТу. Призрак символизма, Елена Ямпольская, Новые известия, 12.01.2000
Один абсолютно театральный вечер, Алексей Чанцев, Театр, 2000
Николай Эрдман. Переписка с Ангелиной Степановой., С комментариями и предисловием Виталия Вульфа, 2000