Соло для Заградника

Ольга Галахова, Независимая газета, 24.12.2007
В Москве, в МХТ, прошел вечер в честь 75-летнего юбилея Освальда Заградника, автора знаменитой пьсы «Соло для часов с боем». Вечер стал неожиданно заметным театральным событием в жизни столицы.

То, что в Художественном помнят о подарке, сделанном словацким автором театру, — пьесе «Соло для часов с боем», поставленной Анатолием Васильевым и Олегом Ефремовым в 1973 году и имевшей оглушительный успех, говорит об одном — дар благодарной памяти жив в театре. А ведь театру свойственно забывать успехи прошлого: все великие старики ушли. Живет себе легенда и пусть живет. Чего ворошить былые тени? Ан нет, стоит. Когда на экране возникли кадры из телеспектакля с Ольгой Андровской, Михаилом Яншиным, Марком Прудкиным, Алексеем Грибовым, то сжалось сердце. Какое мастерство, какая вдохновенная простота игры. Вот оно, то мхатовское легкое дыхание! И даже экран, который крадет артистическое театральное обаяние, кажется, сдается перед гениями и передает то подлинное, что всегда в цене, что так стремительно мы теряем сегодня.

Сердце сжималось на вечере не раз. Всех присутствовавших на Новой сцене в тот вечер охватило особое волнение. Слезы наворачивались на глаза. Сердце, которое так часто молчит на спектаклях, на этом вечере почему-то беспокойно колотилось. Первым оно задрожало у самого юбиляра, когда дети с гвоздиками в руках стайкой окружили Освальда Заградника. Словацкий драматург сдался сразу, его охватил трепет, который передался залу. Но всех подстерегала неожиданность. Эти дети разных возрастов вдруг рассеялись среди публики, и каждый выбрал жертву среди нас. Взяв мою руку, юная девушка не смутилась от моего удивленного взгляда. Дети начали стройно петь своими ангельскими голосами, не сбиваясь в ведении порой весьма сложного многоголосия. Признаться, равнодушным в этот момент мог оставаться только железобетонный человек. Луч света выхватил настенные часы с боем, собранные из разных эпох. Кадры из телефильма возвратили нашу память к великим театральным образцам. И словно из того времени, из того далека, на сцену вышла Ирина Мирошниченко, которая вела этот вечер, прежде всего потому, что она играла в том легендарном спектакле. Для актрисы в тот день всё и все существовали во имя Освальда Заградника.

Последовали выступления официальных и неофициальных лиц. И ни одной дежурной фразы, ни одного банального размышления. Михаил Швыдкой начал с остроумной шутки: «Слез твоих, Освальд, будет все равно меньше, чем тех, что пролили их здесь на твоем спектакле, — и продолжил уже всерьез: — в истории осталось не только Словацкое восстание, но и „Соло для часов с боем“. Этот спектакль примирил тех, кого оккупировали, с теми, кто оккупировал. Страшно писать пьесу для пожилых артистов, заметил руководитель Федерального агентства по кинематографии и культуре, потому что вынужден все время с ними прощаться. Но в этой пьесе есть свое редкое достоинство. Анатолий Смелянский, вспоминая о легендарном спектакле, заметил, что „Соло“ — часть советского прошлого, но не все в советском прошлом было ненастоящим, и чем больше мы удаляемся от тех времен, тем ощутимее потребность не рисовать мир в двух красках. Для всех, кто видел тот спектакль, — это часть души». Худрук Театра им. Н. В. Гоголя Сергей Яшин рассказал о том, как состоялось знакомство с Заградником, когда режиссер приехал в Братиславу. Со дня легендарной мхатовской премьеры прошло двадцать лет. Яшин попросил отвести его на могилу драматурга, решив, что если пьеса о стариках, то драматург был тоже стариком. Каково же было его удивление, когда ему сообщили, что Заградник жив и здоров. С тех пор началась дружба. Свою историю с Заградником рассказал и Римас Туминас, спектакль которого «Мелодия для павлина» в Театре им. К. С. Станиславского имел свою непростую и вместе с тем счастливую судьбу. Шел с успехом четыре года и шел бы еще, не приди новое руководство в театр.
Олег Табаков в присутствии высоких гостей из Словакии сказал: «Пьесы Освальда кормили многих европейских актеров, не только словацких, не только русских». Олег Павлович напомнил собравшимся, что он установил памятник трем отечественным драматургам: Розову, Володину и Вампилову. Розов и Володин были живы на тот момент. Табаков подмигнул Заграднику и первым лицам, представляющим Словакию: мол, понятно, куда клоню, пора ставить Заграднику памятник на родине.

Заключая вечер, Освальд Заградник извинился перед собравшимися за свою сентиментальность, на которую, впрочем, как он сказал, имеет право. Он поблагодарил МХТ и признался, что именно здесь его драматургии были открыты ворота в европейский театр.
2000
На душе — праздник, М. Демидова, Красное знамя, 4.11.2000
Интервью с легким человеком, Сергей Вовин, Электронная газета Yтро, 22.08.2000
Душа и сердце Вячеслава Невинного, Юлия Гусейнова, Ежедневные новости (г. Владивосток), 11.07.2000
Новая власть в Камергерском, Наталия Каминская, Культура, 15.06.2000
Лицедей, Анатолий Смелянский, Известия, 9.06.2000
Чудо, Лев Додин, Независимая газета, 1.06.2000
Он пришел, Кама Гинкас, Новая газета, 1.06.2000
Последняя легенда Художественного театра, Марк Розовский, Культура, 25.05.2000
Призрак бродит по МХАТу. Призрак символизма, Елена Ямпольская, Новые известия, 12.01.2000
Один абсолютно театральный вечер, Алексей Чанцев, Театр, 2000
Николай Эрдман. Переписка с Ангелиной Степановой., С комментариями и предисловием Виталия Вульфа, 2000