Олег Табаков: Я объявил амнистию той коррупции, что была до меня

Алексей Филиппов, Известия, 8.07.2001
Закончился театральный год, сезон 2000-2001 гг. Главной сенсацией минувшего сезона стал приход Олега Табакова на мхатовское царство. Он поставил себе испытательный срок, который истечет через несколько месяцев. У нового худрука Художественного театра были огромные планы, перед ним стояли большие проблемы, и корреспондент «Известий» Алексей Филлипов поговорил с ним о том и о другом.

- У вас наступает круглая дата — первый сезон во МХАТе в качестве художественного руководителя. Я отлично помню вашу тронную речь — слова о юных актрисах, которые ведут себя в театре как на улице, о диатезе, начинающемся у вас при виде нечистоты и неустройства. Что вам удалось сделать?

 — Сделано немало. Произведен ремонт всей закулисной части театра, закуплено новое радиотехническое оборудование для малой сцены. Начат ремонт отхожих мест. Входные двери из стали и хрома, хлопавшие, как крышка гроба, заменены на нормальные. Построен гараж, со двора вывезены мусор и грязь. И главная моя гордость — впервые за сто два года жизни МХАТа у него появится новая сцена. Она рассчитана на сто сорок мест, на ней можно будет заниматься лабораторной работой. Новая сцена находится в бывшем помещении музея театра, а для него были отремонтированы три зала за кулисами.
Работой музея я не слишком доволен — долговременного плана действий у него нет. А мой план в следующем — включить посещение выставки в цену театрального билета. (Зрительские деньги напрямую пойдут музею.) Музей обязан вызывать интерес к сегодняшней практике МХАТа — посетитель выставки должен захотеть еще раз увидеться с театром.

- Значит, среди работников музея произойдут какие-то перемены?

 — А почему бы и нет? Но одним музеем дело не ограничится. В этом сезоне на малой сцене вышла «Лесная песня» — эта работа подытожит двухгодичное существование так называемой студийной группы при МХАТе имени Чехова. Я говорю «так называемой» потому, что организована она была не вполне естественно и достаточно нерадостно заканчивается. Такие группы не создаются ничьим приказом (даже приказом Всевышнего) — они рождаются, как дети, организуясь вокруг чрезвычайно одаренного человека. Это правило соблюдено не было.

- Как сложится судьба артистов?

 — Они будут уволены, Алеша. Многие уйдут, некоторые останутся во МХАТе. И в этом нет ничего чрезвычайного. Чрезвычайным был обман, допущенный при создании студийной группы. Вот, собственно, и все. Летом начнется работа по мощению внутренних двориков МХАТа. Их освободят от машин, подвозящих продукты к магазинам и ресторанам наших арендаторов, и выложат брусчаткой. На этом мы можем закончить с проблемой ремонта, а на твой вопрос о диатезе отвечу — нет, больше он у меня не возникает. Артисты отнеслись к моему предупреждению всерьез, случаи алкогольных отравлений сведены до минимума.

- А они во МХАТе бывали?

 — Ты разве не знаешь? Не интересовался? У этого театра богатые традиции, работавшим здесь людям есть что вспомнить, но, как ни странно, за весь нынешний сезон ни одного подобного случая не произошло. А теперь о воровстве. Я объявил амнистию той коррупции, что была до меня, и уверил тех, кого было нужно, в неотвратимости наказания за все, что произойдет после моего прихода.

- Я знаю, что в последние ефремовские времена здесь была большая аренда: кафе, ресторан и многое другое — контролировать все это Олег Николаевич не мог.

 — Приведенная мной на должность финансового директора мой заместитель из «Табакерки» есть око государево в системе денежных потоков. Все переведено на рельсы закона и затвержено соглашениями, каждые три месяца на доске объявлений вывешивается бюджет театра.

- А замечательная история с домами, которые были отданы Художественному театру, а затем отошли к фонду «Товарищество МХАТ», делами которого занимается изощреннейший Владимир Прудкин?

 — Шансы отвоевать свою собственность у театра увеличились в несколько раз. Сейчас эти дома стоят пустые и коммерчески не используются: новая российская власть довольно определенно возвестила о своих государственнических настроениях, и это сильно затормозило возможности приватизации. Упущено время. Люди, пытавшиеся определять, кому принадлежат здания МХАТа, опоздали.

- Двор будет вымощен, отхожие места станут сиять чистотой, но что же с творческими итогами уходящего сезона?

 — На Малой сцене вышли «Лесная песня» и «Девушки битлов», первый спектакль поставлен Романом Козаком, второй — Александром Мариным. На основной сцене выпущена комедия Рэя Куни «13» в постановке Машкова и декорациях Александра Боровского и сыграны на замену четыре спектакля по пьесе Булгакова «Кабала святош» (постановка Шапиро, декорации Юрия Харикова, музыка Эдуарда Артемьева). Обсуждать его я не возьмусь: во-первых, еще не сыграна премьера, во-вторых, я являюсь одним из исполнителей. На мой взгляд, он подтверждает серьезность художественных намерений нового руководства. Эта премьера состоится 9 и 10 сентября — вслед за ней будет дана московская версия «Антигоны» Чхеидзе, а далее — капитальный ввод на все роли в спектакль Олега Николаевича «Чайка» (на мой зрительский вкус это самая значительная из его работ). Вводиться будут актеры «Табакерки» и МХАТа. В середине сентября на Малой сцене выйдет премьера пьесы Мухиной «Ю» (режиссер Евгений Каменькович, художник Александр Боровский).

- Некоторые из премьер, отнесенных на будущий сезон, вы планировали выпустить в нынешнем. Успех «№ 13» радует, но визитной карточкой нового МХАТа должна была стать «Кабала»?. С сезоном 2000-2001 годов связаны пользующийся бешеным зрительским успехом спектакль Машкова, имеющий отношение к прежнему МХАТу спектакль Козака и не самая успешная постановка талантливого режиссера Марина. Выходит, это был сезон хозяйственных работ, накопления сил?

 — Это был сезон работы, которая даст МХАТу возможность в течение полутора месяцев сыграть «Кабалу», «Антигону», «Чайку» и спектакль «Ю». На новой сцене МХАТа Миндаугас Карбаускис выпустит «Старосветских помещиков» — это пятая премьера. Пять спектаклей за полтора месяца — назови еще один московский театр, где такое возможно! Но для этого надо было проработать нынешний сезон. Я ведь человек достаточно честолюбивый: если бы, кроме ремонта, мне было нечего предъявить, я бы занялся чем-то другим.

- Хозяйство-то огромное. И дело не в брусчатке, а в людях — вот тут многое запущено?

 — Тут многое в руинах.

- Вы пришли в театр, где много балласта: от кого вы собираетесь избавляться, сколько прежних людей останется в труппе?

 — Это зависит от востребованности труппы МХАТа в новом репертуаре. Все решит он, а в будущем сезоне его составят: «Зойкина квартира» Булгакова, «Скрипка Ротшильда» Чехова, пьеса Павича «Вечность и еще один день», пьеса Фролова «Приговоренный к жизни», «В ожидании Годо» Беккета (я надеюсь, что этот спектакль поставит Римас Туминас). Во МХАТе выйдет «Святой огонь» Моэма в постановке Враговой и «Художники» Стоппарда в постановке Невежиной. На все эти спектакли труппы театра не хватает.

- В чем же суть проблемы? Старшее поколение во МХАТе вполне звездное, значит, у вас претензии к артистам среднего возраста, к молодежи?

 — Я думаю, что ты ошибаешься. Наши немолодые артисты находятся в самой разной степени боевой готовности. (Я, как ты понимаешь, имею в виду квалификацию. )

- Вы хотите сказать, дисквалификацию?

 — Я имею в виду разнообразные симптомы этой болезни. Интересные сорокалетние в театре отсутствуют, из молодых я с некоторой натяжкой могу назвать четырех — Добровольскую, Семчева, Егора Бероева, Шнырева… Дальше начнутся сбои. Разве это достаточно для такого репертуара?

- Это очень печальная история. Когда на мхатовское царство пришел Олег Николаевич, он, пытаясь спасти театр, набирал сильных людей, коллекционировал хороших актеров. И что с ними здесь сталось?

 — No comments.

- Во МХАТе наверняка должны происходить какие-то актерские брожения – ведь вы к тому же собираетесь снять многие спектакли.

 — Брожения, как ни странно, не происходят. Мы будем сохранять хорошие спектакли, а плохие снимем: критерием станет зрительский интерес. Вот доходы от реализации билетов за май: «Привидения» — 48?%, «Мишин юбилей» — 55?%. Они уйдут, останутся «Женитьба», «Ундина», «Три сестры», «Чайка» и все, что пользуется спросом. Но я вот что тебе скажу: за минувший сезон посещаемость театра выросла вдвое.

- В чем тут дело?

 — В том, что умер один человек и пришел другой. А реальный скачок зрительского интереса произойдет к Новому году, когда театр потянут четыре паровоза: «Амадей», вот уже девятнадцатый год собирающий полный зал, «№ 13», «Кабала святош» и «Антигона» — четыре спектакля, дающие двенадцать аншлагов в месяц. В московских театрах работает целый ряд интересующих меня актеров. Если мы будем живы, то встретимся с тобой через год и обсудим значительную группу артистов, принятых в труппу МХАТ. Зачем же мне было сюда приходить, если не для того, чтобы воссоздать возможности первой драматической сцены страны?

- Но вы ведь и сами понимаете, что МХАТ — первая сцена страны — миф. Он был мифом уже тогда, когда вы, студент, выпускалиcь из Школы-студии Художественного театра. Мне кажется, что дело не только в честолюбии, но и в юношеской мечте?

 — МХАТ перестает быть мифом, когда Ефремов собирает Борисова, Вертинскую, Мягкова, Лаврову, Калягина, Додина, Гинкаса, когда моя ученица Майорова приносит на сцену МХАТа совершенно не актерские интонации. У Олега Николаевича был удивительный поиск! Потом он затормозился — последнее мхатовское двухлетие не менее трагично, чем МХАТ сорок шестого — сорок девятого годов, когда ушли из жизни Качалов, Добронравов, Хмелев, Москвин. 

- Мне кажется, что долголетие МХАТа определяла лежавшая в его основе идея. Благодаря ей он так долго оставался живым, она превратила в миф мертвый театр. Вы создаете театр, рассчитанный на успех, и я нисколько не сомневаюсь в том, что вам это удастся. Но идеи у вас, по-моему, нет.

 — Назови мне другого актера моего положения, который бы с нуля сделал в Москве театр. Что же мною двигало, как не идея? Идея того, что мои воспитанники станут российскими интеллигентами — не просто расскажут об этом журналистам на страницах глянцевых журналов, а сделают это. Обольются слезами над вымыслом и заставят плакать зрителей. Идея находится на моем рабочем столе: вот фотография — это Виктор Петрович Астафьев. Вот две фигурки — Александр Сергеевич Пушкин и Константин Сергеевич Станиславский. Вот фото мамы и того, кто спас ее от лагеря. А это Кот Матроскин. Говоря о том, что у моего театра нет идеи, ты думаешь о Матроскине, а у меня за душой есть кое-что еще. У меня есть одно достоинство: я всегда вкладываю в дело значительно больше, чем от него получаю, и это доставляет мне радость бытия. Давай обсудим все это через год по самому серьезному счету — тогда, я надеюсь, ты убедишься, что я не болтун. Вот тогда и поговорим о том, что сегодня главное в театре — концепция, средства выразительности, которыми занимается Боб Уилсон, энергетика Тадаши Сузуки или совмещение того и другого в живом актере, способном воспроизводить на сцене живую жизнь. Это и является идеей МХАТа – в соединении с гражданским содержанием интеллигентной труппы. Я положил себе испытательный срок до конца 2001 года, но давай прибавим сюда еще шесть месяцев – до завершения следующего сезона. Тогда мы и поговорим об идее.
2000
На душе — праздник, М. Демидова, Красное знамя, 4.11.2000
Интервью с легким человеком, Сергей Вовин, Электронная газета Yтро, 22.08.2000
Душа и сердце Вячеслава Невинного, Юлия Гусейнова, Ежедневные новости (г. Владивосток), 11.07.2000
Новая власть в Камергерском, Наталия Каминская, Культура, 15.06.2000
Лицедей, Анатолий Смелянский, Известия, 9.06.2000
Чудо, Лев Додин, Независимая газета, 1.06.2000
Он пришел, Кама Гинкас, Новая газета, 1.06.2000
Последняя легенда Художественного театра, Марк Розовский, Культура, 25.05.2000
Призрак бродит по МХАТу. Призрак символизма, Елена Ямпольская, Новые известия, 12.01.2000
Один абсолютно театральный вечер, Алексей Чанцев, Театр, 2000
Николай Эрдман. Переписка с Ангелиной Степановой., С комментариями и предисловием Виталия Вульфа, 2000