Хотели как лучше, а получилось!

Татьяна Данилова, Утро.ru, 19.05.2008
В МХТ им. Чехова в рамках и при участии Открытого фестиваля искусств «Черешневый лес» прошла премьера музыкального спектакля «для взрослых и детей» «Конек-Горбунок». Костюмированный многофигурный мюзикл в постановке Евгения Писарева, кроме всего прочего, демонстрирует еще технические возможности отремонтированной основной сцены. Прямо из ее недр поднимается Рыба-Кит с вращающимся глазом и разевающейся с помощью металлических проволок пастью, а под ней открываются морские пучины, похожие на просторную коммунальную квартиру. Сказка Петра Ершова, переписанная братьями Пресняковыми, получила масштабное и эффектное сценическое воплощение, тонко учитывающее текущий момент.

Текущий момент заключается в объявленном Годе семьи. В приветственном слове зрителям художественный руководитель МХТ им. Чехова и идеолог постановки Олег Табаков сообщает: «Важно, что за последние 18 лет это, пожалуй, одно из первых произведений в театре, создаваемых по принципу: „лучшее — детям“. Я не стану утверждать, что спектакль получился совершенным, но он создавался авторами чрезвычайно серьезно и тщательно и с любовью редактировался мной».

Главные исполнители увлеченно, талантливо и не без остроумия эксплуатируют типажи русских советских сказок. Улыбчивый и обаятельный Иван-дурак (Аркадий Киселев) при помощи верного толкового советчика — гуттаперчевого Конька (Сергей Медведев) ловко продвигается по служебной лестнице. Наряженный в черное придворный с характерным демоническим прищуром (Эдуард Чекмазов) строит ему козни. Добродушный, но несправедливый Царь (Сергей Беляев) мается от скуки, подозревает заговор и дает Ивану всякие невыполнимые поручения. Царь-девица (русская красавица Ирина Пегова) тоже придумывает для Ивана занятия, а поразмыслив, за смекалку и простоту берет в мужья. В финальной коллективной примиряющей всех и вся песне есть интерактивный момент — обращение к зрителю: «Кто-то слушает новости, кто-то тешится сказками, не судите по строгости, наше дело дурацкое».

«Конек-горбунок» — откровенно дорогая постановка. Разговор о деньгах в данном случае не ругательство, а подтверждение явно искреннего желания сделать как лучше. Провокаторы Пресняковы, авторы «Терроризма» и «Изображая жертву», написали хорошую пьесу, Алексей Кортнев — хорошие стихи, а Сергей Чекрыжов — хорошую музыку. Зиновий Марголин, оформлявший в свое время мюзикл «Норд-Ост», создал грандиозную предметную среду спектакля: спускается и поднимается сосновый лес, на несколько минут появляется целый торговый ряд, герои взмывают над сценой на самолете, сооруженном из бревна и пилы, с тяжелого небесного свода падают звезды, а деревянное солнце кокетливо шевелит лучами. Костюмы, придуманные Марией Даниловой, сменяются чуть ли не в каждой сцене. Массовка, в которой заняты вчерашние и позавчерашние выпускники Школы-студии МХАТ, изображает то народ в платках и ватниках, то отвязную крестьянскую дискотеку на спине Рыбы-Кита, то приблатненный подводный мир. Внешний вид Лошадей в яблоках (Светлана Колпакова, Ксения Васильева) и Кобылицы (Ирина Пегова) рассчитан не только на детский, но и на мужской глаз: они сверкают декольте и игриво двигают бедрами (пластика — Альберт Алтбертс).

Словом, идти на спектакль надо. Скоро о нем будет говорить вся Москва. Правда, идти надо не семьей, а семьями. Ну вот Год семьи, например, — это же вопрос не частного, а общественного характера. И просмотр мхатовского «Конька-Горбунка» тоже никакой там не личный театральный опыт с экзистенциальными наворотами, а качественный семейный досуг для мам, для пап и для детей. Тоже неплохо: вчера зоопарк, сегодня «Макдональдс», а завтра театр. Есть где усваивать семейные ценности.
2000
На душе — праздник, М. Демидова, Красное знамя, 4.11.2000
Интервью с легким человеком, Сергей Вовин, Электронная газета Yтро, 22.08.2000
Душа и сердце Вячеслава Невинного, Юлия Гусейнова, Ежедневные новости (г. Владивосток), 11.07.2000
Новая власть в Камергерском, Наталия Каминская, Культура, 15.06.2000
Лицедей, Анатолий Смелянский, Известия, 9.06.2000
Чудо, Лев Додин, Независимая газета, 1.06.2000
Он пришел, Кама Гинкас, Новая газета, 1.06.2000
Последняя легенда Художественного театра, Марк Розовский, Культура, 25.05.2000
Призрак бродит по МХАТу. Призрак символизма, Елена Ямпольская, Новые известия, 12.01.2000
Один абсолютно театральный вечер, Алексей Чанцев, Театр, 2000
Николай Эрдман. Переписка с Ангелиной Степановой., С комментариями и предисловием Виталия Вульфа, 2000