Необыкновенный концерт

Марина Федоровская, Эксперт, № 8, 2.03.2009
Репертуар московского театра МХТ пополнился новым спектаклем: один из самых ярких режиссеров современности, любимец театральной и киношной публики Кирилл Серебренников поставил на малой сцене театра «Киже» по рассказу Юрия Тынянова «Подпоручик Киже». За постановку, сценографию и костюмы ответственность несет непосредственно автор инсценировки, за свет — художник по свету Дамир Исмагилов, за музыку, выступающую едва ли не самой важной компонентой спектакля, — молодой композитор Алексей Сюмак.

Это шестая постановка режиссера в табаковском МХТ и его очередное обращение к литературе напрямую, без предварительной драматургической проработки. Тем не менее режиссер заранее задекларировал, что спектакль рассчитан на узкий круг российских театралов. «Скажу честно, — признался Серебренников в одном из интервью, — наш спектакль не прост для восприятия. Не знаю, может, во мне говорит протест против нынешней тенденции превращать искусство в продукт всеобщего потребления. Но искусство ведь по природе своей аристократично, избирательно, оно не может быть для всех. Для всех — „Макдоналдс“!»

Сюжет сатирической повести Юрия Тынянова строится на анекдотической истории об ошибке мальчика-писаря, написавшего вместо «подопоручики же» чеканное «подпоручик Киже». И дальше странная фабула повести начала прошлого века о временах императора Павла и некоем подпоручике Киже, который то поднимался по служебной лестнице, то был ссылаем в Сибирь, вполне отчетливо сопрягается с гоголевской поэмой «Мертвые души» не только мистическим абсурдом происходящего, но и горьким узнаваемым комизмом ситуаций, персонажей и полубредовых реплик. Кирилл Серебренников почувствовал в произведении и вечную российскую унылую проблематику — бюрократия, дурость, болото провинции и страх власть имущих перед ним, — и свежую литературную форму, которая вполне монтируется с любимым режиссером черным карнавальным стилем. Тынянов изначально задумывал рассказ «Подпоручик Киже» как сценарий для немого кино, так что драматургия в сюжете заложена. Серебренников делал инсценировку по ходу репетиций, предлагая актерам импровизировать по жесткой авторской канве.

Кирилл Серебренников известен экспериментами: прошлой весной режиссер поставил лермонтовского «Демона» в режиме перформанса, объединив в одно целое на импровизированной сцене здания «Арсенал» блистательную чтицу актрису Аллу Демидову, ансамбль ударных инструментов Марка Пекарского и пластический театр Liquid Theatre. Тогда музыкальную составляющую представления обеспечил молодой композитор Алексей Сюмак; впоследствии Серебренников поставил в рамках продюсируемого им фестиваля-школы «Территория» оперу Сюмака «Станция», и вот теперь «Киже» в МХТ станет первым драматическим спектаклем в музыкальном сопровождении композитора. Для «Киже» Алексей Сюмак написал крайне необычную музыку: дуэты, трио, хоры и марши, исполняемые драматическими артистами Сергеем Медведевым, Игорем Хрипуновым, Александром Усовым и Кристиной Бабушкиной. На помощь актерам призван Владимир Горлинский, синтезирующий электронный звук. Серебренников смело сравнивает произведения Сюмака с творчеством Дмитрия Шостаковича, так как благодаря именно его музыке первоначально скромный постановочный план раздвинул свои рамки. «Когда Алексей принес свою музыку, — рассказывает режиссер, — она придала нашему повествованию совершенно новые грани. Этот спектакль для меня и есть симфоническое произведение от начала и до конца. Это идет от Тынянова — его проза музыкальна, это настоящий поэтический текст?» Автор инсценировки все время идет за автором текста и делает, по его словам, «суперформалистический спектакль». Будьте готовы увидеть снежное море муки, полоумного Павла и получившего по воле постановщиков бренное тело непосредственно подпоручика Киже.

Увлеченность Серебренникова синтезом визуальной и музыкальной канвы спектакля гарантирует впечатляющий результат. И хоть режиссер сознательно делал спектакль для ограниченной аудитории, не желая потакать непонятливой публике, вполне вероятно, что это манок, и публика, наоборот, валом повалит в зал малой сцены МХТ, подобно туче народа в фантазиях Павла I. 
2000
На душе — праздник, М. Демидова, Красное знамя, 4.11.2000
Интервью с легким человеком, Сергей Вовин, Электронная газета Yтро, 22.08.2000
Душа и сердце Вячеслава Невинного, Юлия Гусейнова, Ежедневные новости (г. Владивосток), 11.07.2000
Новая власть в Камергерском, Наталия Каминская, Культура, 15.06.2000
Лицедей, Анатолий Смелянский, Известия, 9.06.2000
Чудо, Лев Додин, Независимая газета, 1.06.2000
Он пришел, Кама Гинкас, Новая газета, 1.06.2000
Последняя легенда Художественного театра, Марк Розовский, Культура, 25.05.2000
Призрак бродит по МХАТу. Призрак символизма, Елена Ямпольская, Новые известия, 12.01.2000
Один абсолютно театральный вечер, Алексей Чанцев, Театр, 2000
Николай Эрдман. Переписка с Ангелиной Степановой., С комментариями и предисловием Виталия Вульфа, 2000