Трехгрошовая опера

Елена Груева, TimeOut, 26.08.2009
Пока судебные органы роются в финансовых документах МХТ им. А. П. Чехова, надеясь убедиться, что все выделенные госсредства пошли в чей-то широкий карман, а вовсе не на производство положенных по плану художественных изделий, театр в отремонтированном большом зале открывает очередной сезон весьма не дешевой премьерой, хоть и называется она «Трехгрошовой оперой».

Show, как говорится, must go on. И режиссер Кирилл Серебренников выпускает спектакль, работа над которым шла почти два года.

Парадокс предстоящего события в том, что известный переделывальщик и осовремениватель всего и вся, радикальный интерпретатор Серебренников решил поставить самую подлинную и полную версию шедевра Бертольда Брехта и Курта Вайля о законах воровского мира, ничем не отличающихся от законов мира буржуазного. Причем молодые и злые Брехт с Вайлем в 1928 году сами лихо осовременили отличную английскую комедию Джона Гея «Опера нищих», имевшую оглушительный успех на премьере в 1728 году. А она в свою очередь являлась пародией на оперы Генделя и на всю английскую действительность начала XVIII века.

На самом деле «Трехгрошовая опера» столько раз ставилась, экранизировалась, сокращалась, упрощалась и интерпретировалась, что возвращение к первоначальному варианту может показаться самой отчаянной переделкой. Да и сюжет о профессиональных попрошайках, способных выклянчить хоть весь госбюджет, в осовременивании не нуждается. Самому МХТ знаком в подробностях, как и любому отечественному театру. Лучшие зонги бандита Мэкки-Ножа перепели все звезды мировой эстрады и джаза, включая Армстронга, Синатру, Стинга, Кейва и даже Эллу Фицджералд. Зато вокал Константина Хабенского, исполняющего эту роль на сцене Художественного театра, пожалуй, больше подходит герою-налетчику. И ни одной ноты, сочиненной Вайлем, ему пропустить не позволят.

Серебренников подчеркивает, что ставит не спектакль с музыкальными номерами, а настоящую зонг-оперу. Спектакль выстроен по законам музыки, и актерам пришлось стать певцами, способными как солировать, так и петь в хоре. Музыка Вайля не проще генделевой в исполнении. Труппа два года осваивала.

На премьеру наверняка позовут ревизоров и аудиторов. Куда в театре деньги идут — понятнее, когда смотришь на сцену, а не только в отчеты и доносы.
2000
На душе — праздник, М. Демидова, Красное знамя, 4.11.2000
Интервью с легким человеком, Сергей Вовин, Электронная газета Yтро, 22.08.2000
Душа и сердце Вячеслава Невинного, Юлия Гусейнова, Ежедневные новости (г. Владивосток), 11.07.2000
Новая власть в Камергерском, Наталия Каминская, Культура, 15.06.2000
Лицедей, Анатолий Смелянский, Известия, 9.06.2000
Чудо, Лев Додин, Независимая газета, 1.06.2000
Он пришел, Кама Гинкас, Новая газета, 1.06.2000
Последняя легенда Художественного театра, Марк Розовский, Культура, 25.05.2000
Призрак бродит по МХАТу. Призрак символизма, Елена Ямпольская, Новые известия, 12.01.2000
Один абсолютно театральный вечер, Алексей Чанцев, Театр, 2000
Николай Эрдман. Переписка с Ангелиной Степановой., С комментариями и предисловием Виталия Вульфа, 2000