Алексей Кравченко: «Из театра и кино могу уйти в музыку»

Андрей Компанеец, Труд, 31.08.2009
Сегодня на сцене МХТ имени Чехова — премьера спектакля «Трехгрошовая опера» в постановке Кирилла Серебренникова. В эксклюзивном интервью «Труду» исполнитель одной из ключевых ролей — шефа полиции Брауна — Алексей Кравченко рассказал о том, как относится к своему герою — продажному полицейскому из Скотленд-Ярда.

 — Вы давно выступаете с рок-группой «Гуарана», тогда как в театре ещё не пели. Как вам дался этот переход от рок-музыки к зонгам Курта Вайля?

 — Моя музыкальная стезя в группе «Гуарана» заключается в том, что я гитарист, а не солист. Так получилось, что «Трехгрошовая опера» — это мой первый спектакль, в котором мне приходится петь. Признаюсь, для меня это непривычно, но невероятно интересно.

- Ваш Браун — что-то вроде порождения нашего общества — этакий «оборотень в погонах». Пытались ли вы сделать брехтовскую историю более российской, приблизить её к реалиям нашей страны?

 — Для меня Браун — лицо из нашего времени, со своими плюсами и минусами. Почему он таким стал, сложно сказать. Но я нашел для него оправдание: он искренне любит разбойника Мэкки.

- В кино вы работаете с самыми разными режиссерами, а в театре храните верность Кириллу Серебренникову. Почему так получается?

 — Это не мой каприз. Видимо, другие театральные режиссеры не видят Алексея Кравченко в своих постановках. Не могу назвать себя несчастливым потому, что занят почти во всех спектаклях Кирилла Серебренникова, напротив, я очень счастлив. С Кириллом каждая работа — новая, и все мои роли — разные. Мне нравится играть в театре роли, не связанные с киношными бирками и штампами. Театр дает мне возможность быть другим. 

- В прошлом году вы были приняты в труппу МХТ. Означает ли это, что теперь вы больше времени намерены посвятить театру, а не кино?

 — Но у меня есть и была ещё и музыкальная жизнь. Не задумывались о том, что я могу уйти из кино и из театра в музыку? Это возможно. Но пока я играю на сцене, снимаюсь в кино и не забываю рок-группу. В кино я как актер отдаю себя, не получая ничего взамен, тогда как в театре заряжаюсь от своих партнеров и, конечно, от зрительного зала.

- Брехт в «Трехгрошовой опере» определил свой главный порок как любопытство и сказал, что любознательность — беда. По своей натуре вы любопытный человек?

 — Мне не приходилось видеть ни одного нелюбопытного человека. Видимо, у Homo sapiens любопытство в крови. Любопытство — нормальная черта, если все делать с умом.

- Ваша актерская карьера началась с фильма Элема Климова «Иди и смотри», где вы сыграли главную роль. Говорят, что Элем Климов был мистиком по натуре, особенно в последние годы. Ощутили ли вы этот мистицизм режиссера в работе с ним, сказался ли он потом на вашей жизни?

 — Элем Германович был настоящим мистиком, ведь есть ещё и поддельные. А я, будучи 16-летним пацаном во время съемок фильма «Иди и смотри», буквально цепенел от его колючего, острого и пристального взгляда. Элем Климов словно крючком цеплял тебя и долго-долго не отпускал. Таких глаз я больше ни у кого не видел. Да и в процессе создания картины «Иди и смотри» была сплошная мистика. С тех пор я осознал, что все в нашей жизни не просто так, что во всем есть свой смысл. Кстати, это касается и роли Брауна в постановке «Трехгрошовой оперы», и даже нашего с вами ночного интервью (после генерального прогона спектакля. — «Труд»). Понимание того, что все в этом мире неслучайно, избавило меня от легкомысленности.

- Кстати, вашему Брауну принадлежит фраза «Как все великие люди, он такой легкомысленный!»

 — Спорное суждение, хотя красивое.
2000
На душе — праздник, М. Демидова, Красное знамя, 4.11.2000
Интервью с легким человеком, Сергей Вовин, Электронная газета Yтро, 22.08.2000
Душа и сердце Вячеслава Невинного, Юлия Гусейнова, Ежедневные новости (г. Владивосток), 11.07.2000
Новая власть в Камергерском, Наталия Каминская, Культура, 15.06.2000
Лицедей, Анатолий Смелянский, Известия, 9.06.2000
Чудо, Лев Додин, Независимая газета, 1.06.2000
Он пришел, Кама Гинкас, Новая газета, 1.06.2000
Последняя легенда Художественного театра, Марк Розовский, Культура, 25.05.2000
Призрак бродит по МХАТу. Призрак символизма, Елена Ямпольская, Новые известия, 12.01.2000
Один абсолютно театральный вечер, Алексей Чанцев, Театр, 2000
Николай Эрдман. Переписка с Ангелиной Степановой., С комментариями и предисловием Виталия Вульфа, 2000