Константин Хабенский: «Не становись надувным матрасом!»

Михаил Садчиков, Фонтанка.ру, 10.09.2009
Коренной петербуржец, актер Московского Художественного театра, Константин Хабенский приехал в родной город, чтобы представить сразу две премьеры: голливудский фантастический мультфильм «Девять», где он озвучивает главного героя, а также мхатовский спектакль «Трехгрошовая опера», где бывший питерский полотер, дворник, уличный музыкант стал Мэкки-Ножом. На премьере в кинотеатре «Аврора» 37-летний артист ответил на вопросы «Фонтанки».

- Константин Юрьевич, насколько важно для вас участие в озвучивании мультфильма?

 — Я не считаю, что для меня это какая-то этапная работа. Но это хорошая, серьезная работа, которую, надеюсь, я не испортил. Очень хочется на это надеяться. Я просто еще не видел картины, и мне приятно, что посмотрю в родном городе, в знакомом с детства кинотеатре, среди друзей. И я рад, что поучаствовал в таком необычном проекте, помог Тимуру.

- Сколько это заняло у вас времени? День, неделю, месяц?

 — В принципе, это можно записать за несколько часов, если бы не было поправок от Тимура, который растянул это на достаточно долгий срок, на несколько приездов.

- Ваш герой по имени «Девятый» олицетворяет детство, непосредственность… А какая-то толика ребенка в вас самом осталась?

 — В нашей профессии просто необходимо беречь в себе эту «толику», чтобы продолжать служить в театре и работать в кино. Просто необходимо. У кого-то это больше проявляется, у кого-то даже напоказ, другой же «закрывается» какими-то ухмылками, ужимками, чтобы люди со стороны не растоптали святое. Но все равно эту часть души нужно согревать, беречь, ее нужно причесывать, поить — чтобы как можно дольше быть интересным. И самому себе, и другим…

- Фильм «Девять» о том, что с миром произойдет духовная и материальная катастрофа, если техника выйдет из-под контроля человека… Ваш друг Тимур Бекмамбетов считает, что уже сейчас мы часто попадаем в зависимость от технических устройств, например, от того же компьютера и мобильного телефона…

 — Хоть я и стараюсь вести как можно более уединенный образ жизни, у меня тоже много звонков. Но все-таки не позволяю брать себе мобильный телефон на сцену, на съемки, какие-то встречи. И вообще стараюсь почаще отключать, потому что наша жизнь превращается в какой-то телефонный гул. Вы обращали внимание — мы садимся попить кофе компанией, и все вдруг начинают отвлекаться на свои звонки, мобильные телефоны, смс-ки, и это просто доходит до фарса. Тимур рассказывал, что когда среди детей младшего возраста провели опрос, без чего ребенок не мыслит своего существования, то первое место уверенно занял мобильный телефон…

- Правда, что планируются съемки фильма «Особо опасен-2» в 2010 году, и вы опять будете играть с Анджелиной Джоли?

 — Об этом идут разговоры. Мы все заключили контракты на три фильма, но что там за роль, как все будет продолжаться — для меня будет так же удивительным, как и для вас.

- Вы хотели бы, чтобы ваша роль в «Особо опасен-2» разрослась до каких-то серьезных масштабов?

 — Было бы приятно, чтобы она разрослась до каких-то невероятных масштабов, но сократилась по текстовой части… Потому что мечта любого актера — роль молчащего, наблюдающего или действующего в полном молчании, но с каким-то своим внутренним бурлящим миром человека, которая прошла бы через весь фильм.

- После голливудского дебюта в фильме Бекмамбетова вы получали предложения от западных режиссеров?

 — Да, были предложения, но, к сожалению, ни во что серьезное не вылились… Во-первых, это связано с языком — не буду утверждать, что я прекрасно владею тремя-четыремя иностранными языками; во-вторых, предлагали достаточно плоские роли. А у меня дома много интересной работы.

- Даже сейчас, когда в российском кино явный кризис?

 — Даже сейчас. А кризис? Я пока еще не столкнулся с ним. Но я же год не снимался в кино вообще.

- А теперь пауза завершена?

 — Сейчас снимаюсь — тоже в проекте студии «Базелевск» Бекмамбетова. Не буду рассказывать, что это, но, надеюсь, что — комедия. Комедия про детский футбол. Там Сережа Гармаш снимается, много других хороших актеров.

- В эти дни вы приехали в Питер еще и с премьерой «Трехгрошовой оперы» — зонг-мюзикла Бертольда Брехта и композитора Курта Вайля… Говорят, вы там распелись?

 — Во-первых, я пошел участвовать в этом спектакле не потому, что умею петь — потому, что петь-то я не умею.

- То есть — чтобы научиться петь?

 — Научиться можно всему. Но Брехт в комментариях к одной из первых постановок «Трехгрошовой оперы» написал, что если актер или актриса, исполняющие главные роли, вдруг попадут в правильную ноту или тональность, то из этого можно сделать событие. Я отталкивался от этого! Тем не менее, мы стараемся все-таки не резать слух зрителя такими уж прямыми непопаданиями.
Мне кажется, это интересная работа Кирилла Семеновича Серебренникова. Для постановки МХТ сделан новый перевод этой известной пьесы, и впервые полностью используется вся аутентичная музыка Курта Вайля. Это полная версия 1928 года, то, с чего стартовала «Трехгрошовая опера». Потом она превратилась по разным причинам в бродвейскую постановку, и к нам уже пришла именно в бродвейской версии. Все очень любили петь, танцевать, бить чечетку и все такое, считали, что «У акулы зубы-клинья» — это песенка Мэкки-Ножа, что на самом деле не так. У нас же такая классическая постановка, даже не классическая, а изначально взят материал, который был написан Брехтом и Вайлем — то есть три действия, два антракта, как в лучшие времена в театре. Мне кажется, это не скучно, это очень своевременно, с одной стороны, и, с другой стороны, спектакль с большими серьезными идеями.

- Сыграть Мэкки-Ножа — мечта многих актеров. Для вас эта роль особенная? Мечтали о ней?

 — Разумеется, мечтал, И видел, как Константин Аркадьевич Райкин работает в этом спектакле, и сам имел честь принимать участие (в 1996 году Хабенский работал в райкинском театре «Сатирикон», где играл в спектаклях «Трехгрошовая опера» и «Сирано де Бержерак». — прим. авт.). Конечно, мне хотелось попробовать эту роль, и когда она вдруг возникла на горизонте, мне было интересно, тем более, я не очень понимал, во что все это выльется.

- Скажите, ваша тесная дружба с Михаилом Пореченковым продолжается? Вы вместе учились, вместе играли в Театре Ленсовета, один за другим перебрались в МХТ к Табакову… Москва вас не развела?

 — Раньше была такая поговорка: «Человек проверяется в бане и за границей». В советские времена тяжело было выехать за границу, и там проявлялся человек. Поэтому ни баня, ни заграница наши отношения с Мишей не испортили… Я вам пытаюсь образно ответить, потому что очень не люблю отвечать на вопросы о дружбе, о любви, о том, что происходит в личной жизни…

- Не говорить о любви, семье, личной жизни — это мне понятно. Но почему о дружбе молчать?! Или дружба — для вас это тоже интимный акт?

 — Но глупо же кричать об этом со страниц журналов и с телеэкранов: наша служба — она и опасна и трудна, наша дружба и прекрасна и верна…

- А я вот считаю, что про дружбу можно и поговорить, потому что в наше время это понятие несколько «задвинутое». Многие охотно рассуждают про любовь, про творчество, а о дружбе — как-то мимоходом… А ведь это важнейшая вещь в жизни каждого!

 — Я не считаю, что нужно выговаривать все, что у тебя есть, поучать людей на собственном примере. Это полная глупость. Человек сам все пройдет, и сам все поймет, если он человек. А если он надувной матрас, то надо отправить его в море — путь себе плывет!

- Константин Юрьевич, скажите, в МХТ, у Табакова, вам не тесно?

 — Что вы имеете в виду?

- То, что многие хорошие актеры успевают еще в антрепризе сыграть. Тот же Безруков — играет и у Табакова, и в петербургском антрепризном проекте «Сирано де Бержерак»…

 — «Сирано» — неплохой спектакль.

- А у вас такого проекта на стороне пока не появилось?

 — Я не стремлюсь к этому. Во-первых, знаю, что такое антрепризные спектакли и выезды, и я все-таки пытаюсь поддерживать марку Московского Художественного театра, который достаточно хорошо меня принял, предлагает интересную работу. Поэтому прыгать куда-то на сторону мне просто неинтересно.

- Кроме фильма про футбольного тренера, у Вас созрели новые кинопланы?

 — Я же не железный, как десять лет назад, чтобы сниматься в четырех проектах параллельно. Хватит, надо уже из количества переходить в качество.

- Чем занимаетесь в эти дни в Питере?

 — Подготовкой спектакля. Не скажу, что мы веселимся и ходим по музеям. Премьера на новой для нашего спектакля сцене, в БДТ — очень серьезное дело.

- Москва вас приняла, но и Петербург не отпустил! Многие ваши поклонники считают вас все-таки питерским актером и человеком и ждут, что Хабенский когда-нибудь вернется в свой, как вы любите говорить, родной и любимый Питер…

 — Вернусь. Всему свое время… (улыбается).
2000
На душе — праздник, М. Демидова, Красное знамя, 4.11.2000
Интервью с легким человеком, Сергей Вовин, Электронная газета Yтро, 22.08.2000
Душа и сердце Вячеслава Невинного, Юлия Гусейнова, Ежедневные новости (г. Владивосток), 11.07.2000
Новая власть в Камергерском, Наталия Каминская, Культура, 15.06.2000
Лицедей, Анатолий Смелянский, Известия, 9.06.2000
Чудо, Лев Додин, Независимая газета, 1.06.2000
Он пришел, Кама Гинкас, Новая газета, 1.06.2000
Последняя легенда Художественного театра, Марк Розовский, Культура, 25.05.2000
Призрак бродит по МХАТу. Призрак символизма, Елена Ямпольская, Новые известия, 12.01.2000
Один абсолютно театральный вечер, Алексей Чанцев, Театр, 2000
Николай Эрдман. Переписка с Ангелиной Степановой., С комментариями и предисловием Виталия Вульфа, 2000