От Ленина до Бабы-Яги

, 19.10.2009
Скончался актер Владимир Кашпур. Он был из тех артистов, которых мало кто знает по фамилии, но практически все — в лицо. В его послужном списке почти нет главных ролей, но зато ролей маленьких и эпизодов — великое множество. Была в советском кино такая генерация актеров, которых можно назвать «вторым эшелоном» — неприметные, неглавные, незвездные. Много работающие, но не обжившие телевизор и не преследуемые поклонниками. Второй эшелон, подлесок.

То, что достоверность происходящему на экране и на сцене обеспечивали именно они, стало понятно только теперь. То, что лес без подлеска не живет, мы убедились только тогда, когда подлесок исчез. Когда «актеры эпизода» вымерли как класс и остались одни звезды. Искусство очень зло напомнило, что и театр, и кино — деятельность не сольная, а коллективная. А без сыгранного ансамбля любой гений, будь он хоть супермегастар, может долго скакать в одиночку по огромной сцене, имитируя массовость — все равно никто не поверит в реальность происходящего.

Тогда же - верили.

Именно потому, что «вторые скрипки» и «третьи гобои» тогдашнего оркестра были актерами милостью божьей.
Был им и Владимир Терентьевич Кашпур, хотя путь его в эту профессию оказался непрямым и долгим. 

Он родился 26 октября 1926 года в селе Северка Алтайского края и свою профессиональную деятельность начал на поприще, весьма далеком от сцены — в авиации. В 1943 году в возрасте семнадцати лет Кашпур поступил в Харьковское военно-авиационное училище штурманов, эвакуированное тогда в Красноярск. Принимал участие в боевых действиях, участник Великой Отечественной войны. По 1949 год служил штурманом в авиации, потом с небом попрощался, но из авиации не ушел — работал диспетчером авиакорпуса.

В 1951 году Владимир Терентьевич круто меняет свою судьбу — устраивается актером во Владимирский областной драматический театр имени Луначарского. Сцена оказалась на удивление благосклонна к непрофессионалу — он довольно быстро достиг успеха и за несколько лет выбился в ведущие актеры. Как вспоминал его друг Вячеслав Невинный:
«Он был знаменитым провинциальным артистом и сыграл Ленина, многие другие серьезные роли, а в детских спектаклях играл Бабу-Ягу — представляете, какой диапазон!»

Но, несмотря на успех, актер остро переживал свой статус «самоучки» и «дилетанта». И Кашпур опять закладывает резкий вираж — в 1956 году, когда ему пошел уже четвертый десяток, он уходит из театра и поступает в школу-студию МХАТ на курс Виктора Станицына.
На курсе он был самым старшим, и курс этот стал легендарным — после него в нашем искусстве появились имена Вячеслава Невинного, Альберта Филозова, Александра Лазарева, Татьяны Лавровой…

Владимира Терентьевича после завершения учебы берут в гремевший тогда театр «Современник». Тогда же, в 1959-м, состоялся и дебют актера в кино — он сыграл юродивого в фильме «Василий Суриков», где великого живописца сыграл еще один его однокурсник Евгений Лазарев. Но если этот фильм сегодня практически забыт, то вторая работа в кино, случившаяся в том же году, была уже в гениальной драме Григория Чухрая «Баллада о солдате». Помните рябого солдатика со ставшей поговоркой фразой: «Тетя, дайте напиться, а то так есть хочется, что аж переночевать негде»?
И такое начало, если вдуматься, оказалось очень символичным.
В дальнейшем Владимир Кашпур играл в кино очень много, около ста ролей — и в проходных однодневках, и в гениальных фильмах. Но, как уверяли коллеги, борозды не портил нигде, всегда выкладываясь с полной отдачей. Как вспоминал режиссер Кама Гинкас, «первое давнее впечатление от Кашпура — странное, неожиданное, монголовидное лицо, которое появлялось едва не в каждом втором советском фильме. Обычно он играл разных подозрительных типов, но также простых солдат, крестьян и комсомольцев в тюбетейках. Но чтобы ни играл Кашпур, он всегда запоминался».
И действительно — у кинообразов Кашпура есть одно невероятно редкое сегодня качество: видя его героя на экране, ни секунды не сомневаешься — это реально существующий человек.

Что касается театра, то в «Современнике» он продержался около двух лет, а потом ушел в ставший уже родным МХАТ. Чтобы оттуда уже не уходить никуда. До недавних пор он был одним из старейших актеров театра, выходившим на сцену, несмотря на очень преклонный возраст — достаточно вспомнить его Фирса в «Вишневом саде» 2004 года. Тот же Гинкас, во многом «переоткрывший» Кашпура для театра, как-то сказал: «Кашпур из тех артистов, для которых театр — это служба. Он из тех, кто живет в искусстве на „разрыв аорты“. Он из тех, кто в театре живет и в театре умирает. Кашпур представляет собой тот почти уже исчезнувший вид, по которому можешь понять, каковы были актеры подлинного МХАТа времен Станиславского и Немировича-Данченко. Это очень особая порода. Это корневые, почвенные человеки и артисты, те, по которым всегда можно понять не только персонажа, не только самого артиста с его внутренними и внешними качествами, но и его социальные корни, которые в крови и проявляются в повадке и менталитете. По таким артистам (и это самое главное) можно понять генетические истоки нации. За такими артистами стоит не театральная и даже не бытовая правда, а правда генетическая, связанная с корнями нации. Это не привнесешь и не сыграешь. Это — в крови. Кашпур — именно такой актер».

В минувшие выходные он ушел — так же тихо и негромко, как и жил. О нем наконец-то, впервые за много десятилетий вспомнило телевидение, но наверняка ненадолго — пышных похорон не ожидается. Во вторник в 11 часов в фойе Московского художественного театра пройдет гражданская панихида, затем в церкви в Брюсовом переулке состоится отпевание. Похоронен Владимир Терентьевич Кашпур будет на кладбище города Долгопрудного.
2000
На душе — праздник, М. Демидова, Красное знамя, 4.11.2000
Интервью с легким человеком, Сергей Вовин, Электронная газета Yтро, 22.08.2000
Душа и сердце Вячеслава Невинного, Юлия Гусейнова, Ежедневные новости (г. Владивосток), 11.07.2000
Новая власть в Камергерском, Наталия Каминская, Культура, 15.06.2000
Лицедей, Анатолий Смелянский, Известия, 9.06.2000
Чудо, Лев Додин, Независимая газета, 1.06.2000
Он пришел, Кама Гинкас, Новая газета, 1.06.2000
Последняя легенда Художественного театра, Марк Розовский, Культура, 25.05.2000
Призрак бродит по МХАТу. Призрак символизма, Елена Ямпольская, Новые известия, 12.01.2000
Один абсолютно театральный вечер, Алексей Чанцев, Театр, 2000
Николай Эрдман. Переписка с Ангелиной Степановой., С комментариями и предисловием Виталия Вульфа, 2000