Режиссер устроил отстрел покойников

Ольга Романцова, «Газета», 9.12.2009
В одном из эпизодов спектакля «Иванов», премьера которого прошла в МХТ имени Чехова, герои разбрасывают во все стороны страницы чеховской пьесы, текст которой они произносят. Режиссер Юрий Бутусов, впервые воплотивший «Иванова» на российской сцене, не стал церемониться с классикой. Он выстроил свой спектакль в обратной перспективе — от конца к началу.

Что бы ни поставил Юрий Бутусов, у него получается трагифарс. Это стало заметно уже в его первой показанной в Москве постановке Беккета, где абсурдистских героев играли недавние однокурсники режиссера Михаил Пореченков и Константин Хабенский. Черты трагифарса в интерпретации Бутусова обрели шекспировские «Гамлет» (МХТ имени Чехова), «Ричард III» и «Король Лир» (в «Сатириконе»). Приметами жанра отмечен и его «Человек=Человек» по Брехту в Александринском театре.

К пьесе Чехова режиссер применил излюбленную модель. Собираясь на спектакль Бутусова, лучше не вспоминать того «Иванова», которого ставил во МХАТе Олег Ефремов с Иннокентием Смоктуновским в главной роли. Того Иванова называли «русским Гамлетом». Чтобы выбросить из своей постановки и образа Иванова все признаки этого гамлетизма, Бутусов перевернул пьесу вверх тормашками. Ее начинают с выстрела: Иванов (Андрей Смоляков) нажимает на курок в момент открытия занавеса.

Дальше приходит черед неудавшейся свадьбы с Сашей, потом действие переносится еще на одну сцену в прошлое — и так до финала, совпадающего с началом пьесы. Этот прием перемещает историю Иванова в область воспоминаний. Эпизоды играются мягче и гораздо смешнее: человеку свойственно видеть прошлое в розовом свете. Самое страшное уже случилось, как будто говорит зрителям режиссер, давайте отмотаем ленту воспоминаний назад и разберемся, почему это произошло.

Мелодраматический ореол, в иных спектаклях окружающий Николая Алексеевича Иванова, у Бутусова развеивается как дым. Да и как его сохранить, если герой, следуя воле режиссера, то и дело стреляется. Пустив себе пулю в лоб в начале, он воскресает и отправляется в прошлое, там подводит черту своим неудачам, нажимая на курок, а в следующей сцене опять воскресает и стреляется. Если учесть, что это — обратная перспектива развития событий, то выходит, что уже умерший герой то и дело совершает самоубийство. Ближе к финалу эта игра в «замри, умри, воскресни» вызывает не сочувствие, а смех.

Но фарсовая ситуация не мешает Андрею Смолякову сохранить трагический потенциал своего героя. Этот Иванов не щадит себя. Он мог бы застрелиться от сознания, что сломал жизнь хрупкой девушке Саше (Наталья Швец), или погубил жену Сарру (Наталья Рогожкина), или устал унижаться, выпрашивая у соседей деньги. Его партнеры виртуозно работают в рамках придуманной режиссером структуры.

А реплики Чехова, лишенные привычных тоски и надрыва, звучат очень смешно. Как тут не вспомнить театральную легенду о том, что «Иванов» изначально был комедией и драмой стал лишь по настоянию антрепренеров.

Актер Андрей Смоляков: «Лучше играть так…»

Если бы Юрий Бутусов не придумал такой структуры, нам было бы нелегко играть многие сцены. Но при таком погружении в прошлое не нужно орать или истерически визжать. Можно по-новому взглянуть на многие эпизоды, когда возникает такой жизненный объем. Ведь Чехов в своих дневниках писал: «Делайте с этой пьесой что хотите, перекраивайте ее, сокращайте или дополняйте». Он ее не раз переписывал для театра.
Уверен: поначалу это была и комедия, и драма. Мы с Бутусовым хотели найти первую редакцию, но не удалось. Зато мы нашли короткий вариант сцены, в которой Саша приезжает домой к Иванову. В оригинале, который сейчас издают, — огромный монолог, много пафосных реплик. А тут все быстро, как в жизни. Мы ведь тоже стараемся сделать побыстрее что-нибудь крамольное и не очень пристойное.
Лучше играть так, чем рассказывать, как немолодой дядька захандрил и застрелился или умер от разрыва сердца.
2000
На душе — праздник, М. Демидова, Красное знамя, 4.11.2000
Интервью с легким человеком, Сергей Вовин, Электронная газета Yтро, 22.08.2000
Душа и сердце Вячеслава Невинного, Юлия Гусейнова, Ежедневные новости (г. Владивосток), 11.07.2000
Новая власть в Камергерском, Наталия Каминская, Культура, 15.06.2000
Лицедей, Анатолий Смелянский, Известия, 9.06.2000
Чудо, Лев Додин, Независимая газета, 1.06.2000
Он пришел, Кама Гинкас, Новая газета, 1.06.2000
Последняя легенда Художественного театра, Марк Розовский, Культура, 25.05.2000
Призрак бродит по МХАТу. Призрак символизма, Елена Ямпольская, Новые известия, 12.01.2000
Один абсолютно театральный вечер, Алексей Чанцев, Театр, 2000
Николай Эрдман. Переписка с Ангелиной Степановой., С комментариями и предисловием Виталия Вульфа, 2000