Неприятности в цирке

Мария Львова, Вечерний клуб, 5.11.2002
Прочие московские театры только-только втягиваются после отпуска в напряженный рабочий ритм, а МХАТ уже выпустил третью по счету премьеру. Да не просто так, а к юбилею — замечательного Виктора Гвоздицкого, одного из самых необыкновенных и несовременных актеров Москвы. Вообще, пятидесятилетия сценических деятелей празднуются нечасто, обычно — начиная с шестого десятка, но это отмечалось со всей пышностью и сердечностью, на которую только способны театральные люди.

К сожалению, чествованию на мхатовской сцене предшествовал спектакль — мало соответствующий этой прославленной сцене и празднично настроенной публике, да и таланту юбиляра.


В письме к приятельнице Леонид Андреев пишет о своем новом жилище в Финляндии: «тот дом, в котором я начну новую — трагическую жизнь, в одиночестве, в труде, в созерцании великого и таинственного…» Подобным пафосом и красивостями полны и пьесы Андреева. Чехов про него говорил (по свидетельству Бунина): «Прочитаю страницу Андреева — надо после того два часа гулять на свежем воздухе».

После мхатовского спектакля по андреевской пьесе неплохо бы отправиться на большую загородную прогулку, так он тягостно длинен и безжизненно вял.

Дело между тем происходит в цирке: тут и длинноволосая женщина-укротительница, и брутальный жокей, и вечно пьяненькие клоуны, и красотка-наездница со своим аристократическим отцом — репетируют акробатические трюки, выясняют отношения, философствуют? Укротительница, например, страдает оттого, что подшефные львы и тигры, также как и жокей Альфред (первый красавец сегодняшней мхатовской труппы Егор Бероев) ее не любят. Дебютантка Кристина Бабушкина, играя тоску, лихо хлопает бичом, (попадая, правда, время от времени по собственным мягким местам).

В более или менее устоявшемся цирковом мирке появляется господин из высшего света, умерший для прежней жизни. Он является в цирк, чтобы стать клоуном и сочиняет себе образ — «Того, кто получает пощечины». Этого-то благородного клоуна с мазохистскими наклонностями и играет юбиляр, Виктор Гвоздицкий. Играет так, как только он умеет. Со всей своей неповторимой ломкостью, гротесковостью и изысканностью, с неожиданной теплотой и остроумием.

Очень хотелось бы в статье, посвященной юбилейному спектаклю, юбиляра превознести и искренне им восхититься. Но говорливая многозначительность, нередко ложная, предпосланных герою автором текстов, заставляет артиста ударяться в старомодный романтизм, вытаскивать на свет знакомые и поднадоевшие жесты и позы, фирменные обрывающиеся интонации. А для бенефиса это как-то маловато, да и обидно.

Примерно то же самое можно сказать и про других народных мхатовцев, занятых в спектакле. Владимир Кашпур в роли старого клоуна с огромным солнцем на заду, Станислав Любшин — нищий граф, торгующий своей дочерью — оба они узнаваемы, привычны и не более. Кстати, на цирковых артистов в этой многонаселенной труппе тянут далеко не все. Пожалуй, только сам Гвоздицкий мог бы быть настоящим трагическим клоуном, а остальные кажутся дилетантами со своими неаккуратными сальто и мало эффектными выходами. Великолепный велосипед — старый цирковой велосипед с огромным передним колесом и малюсеньким задним — так и остается декоративной деталью, недвижным бутафорским предметом.

И главное — постоянно непроизвольно ищешь рукой пульт дистанционного управления с заветной кнопочкой быстрой перемотки — вот бы все они забегали, вот бы засуетились! Тогда, возможно, трагические события в конце, с бокалом яда для главных героев не показались бы зрителям столь долгожданными и избавительными.
2000
На душе — праздник, М. Демидова, Красное знамя, 4.11.2000
Интервью с легким человеком, Сергей Вовин, Электронная газета Yтро, 22.08.2000
Душа и сердце Вячеслава Невинного, Юлия Гусейнова, Ежедневные новости (г. Владивосток), 11.07.2000
Новая власть в Камергерском, Наталия Каминская, Культура, 15.06.2000
Лицедей, Анатолий Смелянский, Известия, 9.06.2000
Чудо, Лев Додин, Независимая газета, 1.06.2000
Он пришел, Кама Гинкас, Новая газета, 1.06.2000
Последняя легенда Художественного театра, Марк Розовский, Культура, 25.05.2000
Призрак бродит по МХАТу. Призрак символизма, Елена Ямпольская, Новые известия, 12.01.2000
Один абсолютно театральный вечер, Алексей Чанцев, Театр, 2000
Николай Эрдман. Переписка с Ангелиной Степановой., С комментариями и предисловием Виталия Вульфа, 2000