Между работой и волком

Екатерина Васенина, Новая газета, 2.12.2002
Крайне неохотно дает интервью. Если дает, говорит всем одно и то же. Известен по телесериалам и работе в кино, но сам больше ценит работу на сцене.

В театре начинал «театральным горошком» — работал гарниром в массовке. Еще это называется «люди в черном». О своем любимом амплуа говорит: «Я комическая старуха». Никогда не рассказывает о своих творческих планах — считает плохой приметой.

У него много друзей-актеров. Каждый в интервью уверяет, что они не дают друг другу болеть звездной болезнью, подначками напоминая, кто есть кто, и задаваться нечего.

Снялся у Германа в «Хрусталев, машину!», у Месхиева в «Механической сюите», у Филиппа Янковского в фильме «В движении». В театре лучшие работы связаны с режиссером Юрием Бутусовым. На московской театральной сцене дебютировал во МХАТе в «Утиной охоте» в роли Зилова. Роль, принесшая настоящую известность, — Андрей Плахов в телесериале «Убойная сила».

На первой странице его сайта гостей встречает надпись: «Снимайте обувь! Не топчите душу!». Все это — Константин Хабенский. Плахов и Зилов нашего времени…

Наша справка
Константин ХАБЕНСКИЙ. Родился в Ленинграде в 1972 году. В детстве четыре года жил в Нижневартовске. После окончания восьми классов поступил в техникум авиаприборостроения. Не доучившись, ушел. Работал полотером, дворником, уличным музыкантом, монтировщиком в театре.

С 1990-го по 1995 год — ЛГИТМиК, курс Вениамина Фильштинского, одного из лучших мастеров актерской школы в стране. В 1996-м — съемки в «Хрусталев, машину!» Алексея Германа и работа в спектаклях «Трехгрошовая опера» и «Сирано де Бержерак» в московском «Сатириконе». Любимые роли — в спектаклях «Войцек» и «Калигула» режиссера Юрия Бутусова (петербургский Театр имени Ленсовета).

Их петербургскую актерскую четверку — Константин Хабенский, Михаил Пореченков, Михаил Трухин, Андрей Зибров — сравнивают с ливерпульской. «Битлз» разрушили слава и внутренние конфликты, эти пока держатся.

Также Константин Хабенский играет в Петербурге в детском спектакле «Братец Кролик на Диком Западе» Братца Опоссума.

- Вы действительно считаете, что сериалы с известными актерами увеличивают зрительский поток в театры?

 — Без сомнения, конечно. Сначала ходят как в зоопарк, чтобы посмотреть на любимых или, наоборот, на нелюбимых актеров. А потом либо остаются, либо уходят навсегда.

- Как вы считаете, вам удалось добраться до «альпинистской вершины», как вы сами называете эту работу, — до роли Зилова?

 — Нет. Работа еще идет.

- Я смотрела один из первых показов и была абсолютно уверена, что это не Зилов, а вы по-настоящему напились к концу спектакля так, что еле стояли на ногах. Вас качало, и глаза были совершенно больные.

 — Это был седьмой или восьмой спектакль подряд. Шесть спектаклей в Питере, потом сразу прогоны «Утиной охоты» во МХАТе, премьера. Я просто устал.

- Вам льстит сравнение с Олегом Далем?

 — Скорее бесит. Я считаю, что фильм «Отпуск в сентябре» по мотивам «Утиной охоты» слишком плоско отображает пьесу. Я думаю, что фильм был социальным заказом. Вырезано очень много того, что могло бы оправдать Зилова, и вообще могло бы придать ему человечности и тепла. Мне кажется, что пьеса интереснее и глубже, чем об этом можно судить по фильму.

- А зачем сегодня ставить «Утиную охоту»?

 — Я не встречал еще ни одного человека, который отказался бы от роли Зилова. Меня трудно упрекнуть в актерской прагматике: мол, он хочет «набрать», сыграть трудную и важную в актерской карьере роль. Дело не в этом. Я отказался от роли Гамлета, потому что не понимал, зачем я должен это говорить: слова Гамлета я не чувствую. А Зилова чувствую. Потому что очень хочется сказать о человеке, который не врет ни секунды. В любви — идеалист, с ним всегда очень сложно жить, ему самому сложно жить. Такие люди не выживают. Любит, ненавидит, сочувствует — я надеюсь, что в спектакле нет ни секунды вранья во всех этих вещах. Если мы на сцене врем, это уже наша проблема.

- Знаете, в спектакле «Облом off» по роману Гончарова «Обломов» диагноз таким цельным, но нервным интеллигентам так и формулируется: «тотус», цельный. Цельные люди обречены на вымирание. Выживают осьмушки, четвертинки, в крайнем случае — половинки… Но «Утиная охота» при этом очень сильно увязана с контекстом семидесятых.

 — Нет. Люди, к сожалению, не меняются. «Утиная охота» могла появиться сто, триста лет назад. Зилов мог быть чеховским персонажем. Это наш, русский герой.

Да, Зилов очень сильно погружен в мертвый, мерзкий, тягучий быт семидесятых, и сегодня другие песни, но ноты те же. Я всегда — за театр эмоций. Нужно играть не по воле какого-то контекста, а человеческое нутро, не разумом, а эмоцией. Нужно играть поиск любви. Я стараюсь играть именно это.

- Как вас приняла труппа во МХАТе?

 — Да вроде хорошо. Времени для каких-то внерабочих разговоров почти не было — мы репетировали с 10 утра до 10 вечера с часовым перерывом. Когда я очухивался, приходил в себя, «выплывал» из роли, я понимал, что нахожусь во МХАТе, в Москве. Но это мог быть любой театр и любой город. Мне просто было интересно.

- Вы официально закрепили свои отношения со МХАТом?

 — Нет. Я пока свободный художник. У меня со МХАТом контракт на какое-то время.

- А с петербургским режиссером Юрием Бутусовым у вас есть какие-то театральные планы?

 — Да. У нас еще много работы. Но я не очень люблю распространяться насчет работы, которая пока не случилась.

- Вы видели его «Макбетт» по Ионеско в «Сатириконе»? По-моему, волшебная вещь.

 — Да, очень хороший спектакль. Бутусов — молодца. Я пришел с ожиданием: «ну как, как же он без нас?» и получил по носу. Смог и без нас.

- Вы согласны с мнением тех критиков, которые говорят, что фильм Филиппа Янковского «В движении» и ваша роль журналиста Макарова — достойный ответ Европе российского молодого кино?

 — Для Филиппа Олеговича «В движении» — первый фильм. Первый опыт работы с актерами, первый опыт работы в полном метре. Были какие-то неопределенности, общие места. Мне не хватало конкретики. Мы ее нашли, хотя и не сразу.

Мне кажется, что фильм нестыдный. Но больше хвалить нельзя.

- Какое впечатление произвели на вас съемки у Германа в «Хрусталев, машину!»?

 — Я узнал тогда, что такое настоящее кино, хотя это был совсем небольшой эпизод. Я играл тогда в дипломном спектакле «В ожидании Годо» Юрия Бутусова с Трухиным-Пореченковым-Зибровым, который получил «Золотую маску», и Герман был в дипломной комиссии. Дело происходило году в 1995-м.

Мы отыграли спектакль, на следующий день позвонил Герман и сказал: «Я хочу видеть вас в эпизоде». Мы, конечно же, все согласились.

Эпизод меньше минуты. Я играл дирижера, Миша Трухин играл барабанщика в самодеятельном оркестре. История какая: иностранцы приезжают в Россию, заходят на кухню, а там играет самодеятельный оркестр, дирижер плачет, барабанщик смеется. Минутный эпизод этой безумной клоунады снимался неделю.

- Ловили атмосферу, делали миллион дублей?

 — Нет. Не могу сейчас вспомнить, потому что осталось ощущение какого-то шаманства. Я даже не знаю, из чего Герман делает кино, но то, что он делает Кино — это явно.

- Кто вам делал сайт, который встречает всех позерской фразой «Снимайте обувь, не топчите душу»?

 — Друзья. Эту фразу надо воспринимать с юмором, это не поза и не пафос. Это шутка.

- Режиссеры снимают сериалы и через губу говорят: «Это разминка, зарядка перед настоящей работой, настоящим кино. Нельзя без тренировок». Актеры шепчут: «Я бы никогда, но все деньги проклятые». Некоторые зрители вынуждены прятаться от домашних, чтобы посмотреть сериал. Все ругают телевизионный фаст-фуд, и в то же время либо снимают и снимаются, либо смотрят. Почему?

 — Между работой и неработой нужно всегда выбирать работу. Больших художественных фильмов снимается очень мало, но снимается много сериалов. Почему так — я даже не хочу сейчас думать. Я буду работать. Сериалы действительно хороший тренинг. Нужно чувствовать камеру, учить слова. Такое сейчас быстрое, сериальное время, ничего плохого в этом я не вижу. «Убойная сила» сделала меня известным, и я благодарен ей именно за это.

Голова от телевизионного успеха покружилась и перестала. Поэтому? смотрите меня в театре!
2000
На душе — праздник, М. Демидова, Красное знамя, 4.11.2000
Интервью с легким человеком, Сергей Вовин, Электронная газета Yтро, 22.08.2000
Душа и сердце Вячеслава Невинного, Юлия Гусейнова, Ежедневные новости (г. Владивосток), 11.07.2000
Новая власть в Камергерском, Наталия Каминская, Культура, 15.06.2000
Лицедей, Анатолий Смелянский, Известия, 9.06.2000
Чудо, Лев Додин, Независимая газета, 1.06.2000
Он пришел, Кама Гинкас, Новая газета, 1.06.2000
Последняя легенда Художественного театра, Марк Розовский, Культура, 25.05.2000
Призрак бродит по МХАТу. Призрак символизма, Елена Ямпольская, Новые известия, 12.01.2000
Один абсолютно театральный вечер, Алексей Чанцев, Театр, 2000
Николай Эрдман. Переписка с Ангелиной Степановой., С комментариями и предисловием Виталия Вульфа, 2000