Разбиваются сердца под воздействием винца

Марина Райкина, Московский комсомолец, 25.09.2001
Вторая мхатовская премьера на Малой сцене со смешным названием «Ю» могла бы возглавить список претендентов на премию «Лучший спектакль о Москве». Но поскольку круглая дата столицы миновала, «Ю» имеет шансы быть отмеченным за другие заслуги.

Пьеса Ольги Мухиной, режиссер Евгений Каменькович, художник Александр Боровский.

Небрежно напетая Гошей Куценко в начале песенка сообщает: «Жил человек по фамилии Ю». Наверное, китаец, думает зритель. Ни китайца, ни другого гражданина с подобной фамилией в спектакле не будет. А будут Степан Иванович, Елизавета Сергеевна, сестры (Аня и безымянная сестра), а также Сева, Андрей, Пирогова, Барсуков и две старушки-веселушки. Вся эта коммуна будет жить-поживать на одном балконе одной московской квартиры и вести как будто бы ни к чему не обязывающие разговоры:
        — А я в детстве любила смотреть…
        — А я в детстве на велосипеде любил кататься.

Прямо-таки прозаический вариант стишка Михалкова-старшего: «А у нас в квартире газ. А у вас? — А у нас водопровод. Вот!». Только в отличие от михалковского детского шлягера в «Ю» все и легкомысленно, и серьезно. Много любви, выпивки и стихов на эту тему.

 — Как разбиваются сердца под воздействием винца, — декламирует Степан Иванович и разливает всем. Одни пьют с радости, другие — с горя. Одни прыгают с балкона, но не разбиваются, другие выпивают не то что надо и попадают в Склиф. Влюбленный летчик стреляет по балкону, а кто-то стреляет в себя. Почему-то все это — как в вальсе, а может, как во сне или в метели. Когда люди заблудились в белом вихре и, как сомнамбулы, выписывают в воздухе кривую траекторию своего движения.

Удивительное ощущение от текста Мухиной: реалистическая абстракция и абстрактный реализм в каком-то завораживающем ритме. Настолько необычном, что кажется, будто на балконе не говорят, а поют. Режиссер Каменькович, уже имевший дело с драматургией Мухиной, нашел к ней идеальный ключ, открыл ее и показал всем, как можно «сбороть» актуальную и непростую прозу. Атмосфера «Ю» — как показатель успешности спектакля — состоит из ритма, контекстуальной, а не лобовой страсти, предощущений и предчувствий, что всегда ценнее и тоньше открытых эмоций. А также милых технических примочек в виде проектируемых настенных надписей: «Все ждут Героя», «Он пришел» и в финале просто «Занавес».

В «Ю» есть актерский ансамбль, в котором работа каждого, от главной до маленькой, самоценна. Можно поздравить разновозрастных дебютантов на мхатовской сцене — Владимира Краснова, влившегося в труппу из саратовской драмы, и Егора Бероева, получившего свою первую большую роль. Это он — Герой, которого все ждали в пьесе, и не исключено, что им он окажется и в списке восходящих звезд. Замечательные работы у Евгении Добровольской (сестра), Ольги Барнет, Максима Виторгана (муж сестры), Александра Мохова (Андрей), Станислава Любшина (Барсуков), студентов Николая Исакова и Дарьи Мороз. Даже эпизодически возникающие ремарки в черном — парочка старушек-веселушек (Нина Килимник и Елена Лемешко) — совсем не проходные.

Похоже, что после этого чудного «Ю» москвичи с облегчением вздохнут: слава Богу, столица наводнена не одними бомжами, наркоманами и проститутками с новыми русскими, а нормальными людьми с их нормальной жизнью, которая может быть куда интереснее жизни социального дна.
2000
На душе — праздник, М. Демидова, Красное знамя, 4.11.2000
Интервью с легким человеком, Сергей Вовин, Электронная газета Yтро, 22.08.2000
Душа и сердце Вячеслава Невинного, Юлия Гусейнова, Ежедневные новости (г. Владивосток), 11.07.2000
Новая власть в Камергерском, Наталия Каминская, Культура, 15.06.2000
Лицедей, Анатолий Смелянский, Известия, 9.06.2000
Чудо, Лев Додин, Независимая газета, 1.06.2000
Он пришел, Кама Гинкас, Новая газета, 1.06.2000
Последняя легенда Художественного театра, Марк Розовский, Культура, 25.05.2000
Призрак бродит по МХАТу. Призрак символизма, Елена Ямпольская, Новые известия, 12.01.2000
Один абсолютно театральный вечер, Алексей Чанцев, Театр, 2000
Николай Эрдман. Переписка с Ангелиной Степановой., С комментариями и предисловием Виталия Вульфа, 2000