«Легкий привкус измены» В. Исхакова

Наталья Шаинян, Афиша, 12.2003

Марина Брусникина специализируется на «литературном театре», то есть ставит не пьесы, а прозу. Раскладывает повествование на голоса актеров и не настаивает на идентичности персонажей самими себе: здесь все играют одновременно, а одного героя — все по очереди. Новая работа Брусникиной на Малой сцене МХАТа — по роману уральского писателя Валерия Исхакова, неторопливому повествованию о любви — той, что одновременно и игра, и смысл, и радость, и болезнь. В отношениях — родственных, дружеских, любовных — важна не столько связь одного персонажа с другими, сколько химия слова — смена интонаций, нюансы настроения. Первое действие, где многоликие двое встречаются, расходятся, обольщают друг друга, — легкомысленно, лукаво и динамично. Позже дыхание сбивается: любовь героя оказывается плохо совместимой с жизнью. Но самое дорогое — то, что и дыханье здесь общее на всех. Сто лет назад это редкостное свойство мхатовской труппы назвали «ансамблем». Похоже, сегодня это свойство — сыгранность, легкость, импровизация, отмеренные на точнейших весах, — возвращается во МХАТ именно со спектаклями Брусникиной.
2000
На душе — праздник, М. Демидова, Красное знамя, 4.11.2000
Интервью с легким человеком, Сергей Вовин, Электронная газета Yтро, 22.08.2000
Душа и сердце Вячеслава Невинного, Юлия Гусейнова, Ежедневные новости (г. Владивосток), 11.07.2000
Новая власть в Камергерском, Наталия Каминская, Культура, 15.06.2000
Лицедей, Анатолий Смелянский, Известия, 9.06.2000
Чудо, Лев Додин, Независимая газета, 1.06.2000
Он пришел, Кама Гинкас, Новая газета, 1.06.2000
Последняя легенда Художественного театра, Марк Розовский, Культура, 25.05.2000
Призрак бродит по МХАТу. Призрак символизма, Елена Ямпольская, Новые известия, 12.01.2000
Один абсолютно театральный вечер, Алексей Чанцев, Театр, 2000
Николай Эрдман. Переписка с Ангелиной Степановой., С комментариями и предисловием Виталия Вульфа, 2000