Правда и ложь трагедии

Елена Гинцберг, dell’APT, 1.11.2001
Особенность трагедии в том, что в этом жанре у героев нет никакой надежды — все предопределено заранее, и бороться с судьбой бессмысленно и никому не нужно. В современной жизни понятие Рока, как понимали его в Древней Греции, не существует, зато всегда жива надежда. На этом противоречии, столкновении взглядов эпох и построен спектакль режиссера Тимура Чхеидзе «Антигона» по пьесе Ж. Ануя, поставленный во МХАТе им. А. Чехова. В роли Антигоны — Марина Зудина, в роли ее главного оппонента Креонта — Отар Мегвенетухуцеси.

В жизни «маленькой Антигоны», как называет ее Хор (Евгений Киндинов), было не много радостей. Она просто жила, но этого мы, зрители, не видим. Антигона Марины Зудиной с самого начала спектакля готовится к смерти. Она совершила преступление и готова за него отвечать. Надежды нет, есть только Судьба. Но Антигона Ануя живет не в сценическом, а в реальном мире, где Судьба не есть основа мироздания. Только героиня Марины Зудиной не видит этого, она существует по закону древнегреческой трагедии. А ее невольный палач, правитель Фив Креонт живет надеждой. Отар Мегвенетухуцеси играет Креонта в первую очередь человеком, а уж потом царем.

И отсюда возникает основной конфликт спектакля. Противостояние Креонта и Антигоны — это не просто столкновение мнений, это борьба, определяющая жизненную философию, определяющая саму жизнь. Создается ощущение, что Антигона попала в этот мир случайно, что она играет по другим правилам, нежели другие. Марина Зудина показывает Антигону очень испуганной, но при этом решительной девочкой, совершившей преступление и готовящейся нести кару. В каждом движении актрисы, в звуках ее голоса, во взгляде видны переживания ее героини, которая так хочет жить, но которая уверена в том, что ее дни сочтены. Она черпает силы в уверенности в собственной правоте. И когда потом Креонт разобьет ее уверенность, она сожмется в маленький комочек у его ног. Антигона не хочет счастья в том понимании, в котором видит это слово Креонт. Она предпочитает погибнуть, не зная за что, но не остаться жить среди обмана.

Дуэт Марины Зудиной и Отара Мегвенетухуцеси — редкий сценический союз актеров. Кажется, они понимают друг друга с полувзгляда, с полувздоха. Вообще на сцене царит особый актерский ансамбль, в котором каждый не только играет свою партию, но и помогает другим играть.

Действие происходит так близко от зрителей, что можно разглядеть малейшее изменение в выражении лиц актеров. Сцена с трех сторон окружена публикой, с четвертой стороны — стена с дверью, напоминающая вход в склеп. В таком склепе должны будут замуровать Антигону, но все герои выходят из него на сцену, как из пещеры, в которой живут. Получается, что смерть Антигоны — это избавление. А остальным, тем, кто останется жить, придется мучиться.

Паутина поступков и мыслей, противоречий и согласий запутывает и героев, и зрителей все туже. Поневоле сидящие в зале вынуждены принять чью-либо сторону. И если поначалу кажется правой Антигона, то потом вместе с ней мы приходим к осознанию правоты Креонта. Кому-то его правота придется по душе, кому-то покажется ошибкой, а кто-то, как и Антигона, предпочтет поверить в правоту Креонта, но не принять ее.
2000
На душе — праздник, М. Демидова, Красное знамя, 4.11.2000
Интервью с легким человеком, Сергей Вовин, Электронная газета Yтро, 22.08.2000
Душа и сердце Вячеслава Невинного, Юлия Гусейнова, Ежедневные новости (г. Владивосток), 11.07.2000
Новая власть в Камергерском, Наталия Каминская, Культура, 15.06.2000
Лицедей, Анатолий Смелянский, Известия, 9.06.2000
Чудо, Лев Додин, Независимая газета, 1.06.2000
Он пришел, Кама Гинкас, Новая газета, 1.06.2000
Последняя легенда Художественного театра, Марк Розовский, Культура, 25.05.2000
Призрак бродит по МХАТу. Призрак символизма, Елена Ямпольская, Новые известия, 12.01.2000
Один абсолютно театральный вечер, Алексей Чанцев, Театр, 2000
Николай Эрдман. Переписка с Ангелиной Степановой., С комментариями и предисловием Виталия Вульфа, 2000