Музей имени себя

Екатерина Васенина, Новая газета, 10.2003
«Осада» вышла на сцену. В канун премьеры Евгений Гришковец ответил на вопросы НГ. 

 — Постановка во МХАТе — вы этого хотели?
 — Я хотел сделать спектакль, в котором я бы сам в основном не играл и мне не нужно было бы о нем всерьез заботиться. И чтобы эта постановка была сделана не на собственные средства. Надо помнить, что это копродукция МХАТа и «Золотой маски». Я не решился бы самостоятельно шагнуть во МХАТ, потому что не все мои условия были бы выполнены.

 — Что за условия?
 — Мне были нужны определенные артисты, непрофессиональные музыканты, которые будут сидеть на сцене. МХАТ оказался готов к такой странной работе, где нет написанной пьесы.

 — То, что вы сделаете кассу, очевидно. Планируете долгосрочное сотрудничество?
 — Я что-то не вижу, что МХАТ рассчитывает на кассу. Они поставили три премьерных спектакля в октябре, три раза в ноябре. Это очень мало для свежего спектакля. Но в целом МХАТ проявил определенную гибкость и интерес. Работать там скорее трудно, чем приятно. Труднее всего собрать актеров, чтобы не расползались по съемкам. Но это вечная история с хорошими артистами.

 — Знаете о существовании музея имени себя в театре «Ложа» в Кемерове? Там хранится патефон с пластинкой, на которой написано ваше имя, развешаны фотографии, дипломы начала 90-х.
 — Это я еще вешал. Дипломы предназначались зрителям начала девяностых — провинциальному человеку очень важно знать, что то, что он смотрит, имеет оценку где-то там в Москве. Своего мнения провинциальный зритель высказать не решается, потому что не знает контекста. А тут дипломы: ага, можно радоваться. Это важный момент. Но театр не может быть музеем, иначе это уже музей.

 — Как будет называться ваш новый ресторан-кафе-театр? Где это будет?
 — Это будет в центре. Ресторан как таковой меня интересует в меньшей степени, нежели создание на новом уровне, в совершенно новых условиях, в другом городе и при других возможностях приблизительно того, что было в Кемерове. Театр, который показывает спектакли один или два раза в неделю и при этом — удобное, хорошее место, где приятно просто быть. Проектировать будем трансформер. Клубной системы не будет. Накопим десяток спектаклей, которые можно будет посмотреть только там. Пара моих спектаклей, Максим Какосов поставит что-то с московскими актерами. Найдется что играть? Думаю, через год я смогу заказать кому-то спектакль. Помогу кому-то реализоваться.

 — То есть театральное продюсирование — это ваш путь?
 — Да, абсолютно. Меня это интересует. Это интересует и ресторатора Александра Орлова, с которым мы все это затеваем. (Орлов владеет ресторанами «Гоа», «Желтое море», «Старый Токио», “Bookafe”. — «НГ») Хотим, чтобы все было быстрее.
2000
На душе — праздник, М. Демидова, Красное знамя, 4.11.2000
Интервью с легким человеком, Сергей Вовин, Электронная газета Yтро, 22.08.2000
Душа и сердце Вячеслава Невинного, Юлия Гусейнова, Ежедневные новости (г. Владивосток), 11.07.2000
Новая власть в Камергерском, Наталия Каминская, Культура, 15.06.2000
Лицедей, Анатолий Смелянский, Известия, 9.06.2000
Чудо, Лев Додин, Независимая газета, 1.06.2000
Он пришел, Кама Гинкас, Новая газета, 1.06.2000
Последняя легенда Художественного театра, Марк Розовский, Культура, 25.05.2000
Призрак бродит по МХАТу. Призрак символизма, Елена Ямпольская, Новые известия, 12.01.2000
Один абсолютно театральный вечер, Алексей Чанцев, Театр, 2000
Николай Эрдман. Переписка с Ангелиной Степановой., С комментариями и предисловием Виталия Вульфа, 2000