Олег Табаков выдает Японии главную тайну

Валерий Виноградов, Вести, 28.02.2004
Станиславский, Табаков и МХАТ. Сегодня эти три слова приобрели важное значение для японской сцены. В этой стране нынешний реформатор Художественного театра знакомит актеров с системой своего великого предшественника, а заодно раскрывает самую главную тайну русской души.

В самом центре Японии пятый год работает Центр театральный искусств. Он стал настоящей театральной Меккой для Японии. Здесь впервые появляются авангардные постановки одного из самых известных мастеров японского театра Тагаси Судзуки и все самое лучшее из того, что ставится в зарубежных театрах.

История традиционного японского театра насчитывает две тысячи лет, но это традиции. Современный театр — это совсем другое. Его в Японии практически нет. Именно поэтому японцев интересует, что происходит на зарубежных театральных подмостках, работа мастеров зарубежного театра. У подножия священной японской горы Фудзи в городе Сидзуоко Олег Табаков проводит мастер-класс для японских актеров.

Приезд Табакова означает претворение в жизнь большого проекта двух мастеров театра. Табаков делится опытом с японцами на примере пьесы Горького «На дне», а Тагаси Судзуки в Москве будет делать «Короля Лир» с российскими актерами.

«Все думают, что у нас военные тайны — ракеты, водородная бомба. Нет. Самая главная наша военная тайна — русские бабы», — говорит Табаков.

С помощью таких простых слов Табаков стремится объяснить природу героинь Горького. Русские женщины всегда жалеют, учит он. Для Японии общая канва событий в пьесе «На дне» вполне понятна, но познать русскую душу дано не каждому, а тем более воплотить все это на сцене.

Для Табакова важно перевести словесный ряд пьесы в эмоциональную чувственную игру актеров. Только тогда Горький станет понятен японскому зрителю. «В этом плане удивительный талант Табакова в общении с молодыми актерами незаменим. Его энергия, энтузиазм оказывают огромное влияние на моих актеров», — рассказывает японский режиссер.

Сейчас японцы знакомятся с системой Станиславского и методологией Московского Художественного театра. В Японии полностью отсутствует театральное образование. Любой, почувствовав тягу к театру, начинает играть по своему разумению. 
2000
На душе — праздник, М. Демидова, Красное знамя, 4.11.2000
Интервью с легким человеком, Сергей Вовин, Электронная газета Yтро, 22.08.2000
Душа и сердце Вячеслава Невинного, Юлия Гусейнова, Ежедневные новости (г. Владивосток), 11.07.2000
Новая власть в Камергерском, Наталия Каминская, Культура, 15.06.2000
Лицедей, Анатолий Смелянский, Известия, 9.06.2000
Чудо, Лев Додин, Независимая газета, 1.06.2000
Он пришел, Кама Гинкас, Новая газета, 1.06.2000
Последняя легенда Художественного театра, Марк Розовский, Культура, 25.05.2000
Призрак бродит по МХАТу. Призрак символизма, Елена Ямпольская, Новые известия, 12.01.2000
Один абсолютно театральный вечер, Алексей Чанцев, Театр, 2000
Николай Эрдман. Переписка с Ангелиной Степановой., С комментариями и предисловием Виталия Вульфа, 2000