Карбаускис во МХАТеГригорий Заславский, Русский журнал, 8.01.2002 Новогодняя неделя была богата на театральные события, хотя, казалось бы, Новый год как бы освобождает театральных деятелей от ответственности: всякая премьера кажется необязательным дополнением к новогоднему столу.С другой стороны, известно, что до сих пор во многих семьях блюдут традиции и 31 декабря вечером идут в театр. Как раз для таких на только что открытой маленькой сцене МХАТа имени Чехова ее назвали Новой сценой сыграли премьеру «Старосветских помещиков». Молодой режиссер Миндаугас Карбаускис, вчерашний выпускник Петра Фоменко предложил свое сочинение по повести Гоголя. Сочинение по повести Гоголя так обозначен в программке жанр часового спектакля. Час десять без антракта довольно удобно и для актеров и для публики. Но короткий спектакль, если он окажется простым эскизом на заданную тему, может вызвать разочарование и даже справедливое недовольство публики. На Западе, где немало выходит таких вот часовых и даже пятидесятиминутных представлений, краткость почти что вынужденная мера, поскольку в пятьдесят-шестьдесят минут постановщики вкладывают столько крайних, пограничных эмоций и событий, что больше часа выдержать и нельзя, просто нервы сдадут В «Старосветских помещиках» ни какой особой пограничности, сгущенности чувств или событий нет. Спокойная, тихая жизнь без особых событий, наполненная одною едой, кажется, пустым чревоугодием «Жизнь скромных владетелей так тиха, так тиха, что на минуту забываешься и думаешь, что страсти, желания и неспокойные порождения злого духа, возмущающие мир, вовсе не существуют и ты их видел только в блестящем, сверкающем сновидении», эти гоголевские строчки помещены на первой странице программки, предваряя список действующих лиц и исполнителей. В новом спектакле Художественного театра Афанасия Ивановича играет Александр Семчев, плотно занятый во мхатовском репертуаре, но более известный пока по рекламе пива. В роли его возлюбленной, его Бавкиды, по сравнению, которое дает сам Николай Васильевич Гоголь, Полина Медведева. Вокруг них водят хороводы, бесятся, мельтешат девки, молодые актрисы и студентки Школы-студии МХАТ. Они знаменуют собой шумные забавы местной молодежи. В спектакле Карбаускиса много совершенно театральных смыслов, внутритеатрального содержания. Скажем, муха, которую эффектно и смешно ловит комнатный мальчик, которого замечательно играет Никита Зверев, актер «Табакерки», напоминает не столько малороссийское лето, сколько знаменитое лацци с мухой из спектакля Джорджо Стрелера «Арлекино слуга двух господ», который в прошлом году играли в Москве в рамках Всемирной театральной олимпиады. Какие-то замечательные и человеческие мгновения (вроде того, как Афанасий Иванович Семчев, проводивший уже свою Пульхерию Ивановну на покой, отказывается принимать еду из рук Явдохи, смотрит мимо еды куда-то в сторону, как верный пес, готовый бесконечно ждать хозяина и не хочет брать даже любимую пищу из чужих рук) пока теряются в спокойной, умело придуманной театральной игре. На душе праздник, М. Демидова, Красное знамя, 4.11.2000 Анатолий Смелянский: У меня давно репутация серого кардинала, Эдуард Саркисов, Время MN, 29.09.2000 Интервью с легким человеком, Сергей Вовин, Электронная газета Yтро, 22.08.2000 Душа и сердце Вячеслава Невинного, Юлия Гусейнова, Ежедневные новости (г. Владивосток), 11.07.2000 Новая власть в Камергерском, Наталия Каминская, Культура, 15.06.2000 Лицедей, Анатолий Смелянский, Известия, 9.06.2000 Чудо, Лев Додин, Независимая газета, 1.06.2000 Он пришел, Кама Гинкас, Новая газета, 1.06.2000 Последняя легенда Художественного театра, Марк Розовский, Культура, 25.05.2000 Дамир Исмагилов: Еще десяток спектаклей и я пойму, что такое Большой театр, Большой театр, 27.04.2000 Призрак бродит по МХАТу. Призрак символизма, Елена Ямпольская, Новые известия, 12.01.2000 Один абсолютно театральный вечер, Алексей Чанцев, Театр, 2000 Николай Эрдман. Переписка с Ангелиной Степановой., С комментариями и предисловием Виталия Вульфа, 2000 |