Майский Чехов

Александр Смольяков, ГДЕ, 21.05.2004
Театральный холдинг под руководством Олега Табакова готовит под занавес весны целых две знаковых премьеры по пьесам Чехова. Театр Табакова покажет «Дядю Ваню», где главные роли сыграют сам худрук и Марина Зудина, а Художественный театр потрясет общественность новой версией «Вишневого сада» с кинодивой Ренатой Литвиновой

Скучная пьеса

«Дядя Ваня» считается самой скучной пьесой из чеховского квартета, поскольку в ней нет ни взбалмошных актрис, ни экстравагантных офицеров, воображающих себя поэтами, ни декадентствующих помещиц, любующихся продаваемым за долги садом. Действие происходит в имении (считай, в деревне), живут здесь, в общем-то, простые люди, и лишь приезд больного профессора с красавицей женой нарушает их монотонное существование. При постановке «Дяди Вани» очень легко увлечься бытом, забыв про чеховский символизм, про полные страсти монологи Астрова, про роковую красоту Елены, одно присутствие которой заставляет людей изменить привычному во имя идеального.

Табаков для постановки «Дяди Вани» пригласил молодого Миндаугаса Карбаускиса («Старосветские помещики», «Копенгаген», «Долгий рождественский обед»), который обожает разбираться в семейных неурядицах и при этом подводит под них философскую платформу. Как все ученики Петра Фоменко, Карбаускис отлично владеет анализом текста и немного пренебрегает «картинкой». Но в данном случае за визуальную сторону можно быть спокойным — за сценографию отвечает главный художник «Ленкома» Олег Шейнцис. Он соорудил на сцене удивительной красоты дом, где окна отбрасывают причудливые тени, а тона свежеспиленного дерева контрастируют с синей ночью.

В афише спектакля, как всегда, перемешаны актеры МХАТа и «Табакерки». К ним примкнула артистка «Мастерской П. Фоменко» Ирина Пегова, которая играет Соню. Из МХАТа приглашены Ольга Барнет (Войницкая), Борис Плотников (его исполнение роли дяди Вани наверняка станет событием) и Дмитрий Назаров (любопытно, как он проявит свой незаурядный темперамент в роли Астрова). От Театра Табакова участвуют Сергей Беляев (Телегин), бессменная исполнительница всех нянь Наталья Журавлева (няня Марина) и Марина Зудина, для которой Елена Андреевна станет первой из больших чеховских ролей и первой работой с Карбаускисом. Наконец, профессора Серебрякова сыграет сам Олег Табаков, у которого это тоже будет чуть ли не первая чеховская роль.

Первая пьеса абсурда

На постановку «Вишневого сада» пора объявлять мораторий. Иначе у театральной общественности случиться коллективный нервный срыв. Не успели люди прийти в себя после новаций Эймунтаса Някрошюса, у которого сад получился откровенно нездешним, как Алексей Бородин предложил камерную лирическую версию, где дал возможность прислушаться к чувствам героев. И вот снова «Вишневый сад»! Причем где? В Художественном театре! Великий театр обращается к великой пьесе, и каков бы ни был результат, он выходит за рамки узко театрального события. Если «Вишневый сад» во МХАТе поставлен удачно — значит, наше театральное искусство более-менее в порядке. Если нет — стоит задуматься? Не говоря уже о том, что «вся Россия — наш сад», следовательно, каждая постановка «Вишневого сада» неизбежно имеет некий мистический ореол. Неслучайно, одним из самых скандальных «перестроечных» спектаклей был «Вишневый сад» Леонида Трушкина с Татьяной Васильевой, в котором отразились социальные катаклизмы 1990-х годов.

Ставить «Вишневый сад» будет Адольф Шапиро («Последние» в Театре Табакова и «Кабала святош» во МХАТе), который, как говорят, увидел по телевизору Ренату Литвинову и воскликнул: «О, это Раневская!» Может быть, все было и не так, но, думаю, Литвинова попадет в книгу рекордов Гиннеса как единственная актриса, дебютировавшая на театральной сцене в роли Раневской. Что из этого получится, можно только гадать, однако, очевидно, что повышенный зрительский интерес спектаклю обеспечен.

Еще одна специально приглашенная звезда — Сергей Дрейден (Питерский БДТ им. Товстоногова) на роль Гаева. Из «Табакерки» приглашены Андрей Смоляков на роль Лопахина (наверняка, этот будет один из самых неожиданных Лопахиных за последнее время), Евдокия Германова на роль Шарлотты и Дмитрий Бродецкий на роль Яши. Из МХАТовских звезд участвует лишь Владимир Кашпур в роли Фирса, зато можно ожидать очень интересного Петю Трофимова в исполнении студента Школы-студии МХАТ Дмитрия Куличкова (он уже сыграл Студзинского в «Белой гвардии»).

О совпадениях

Разумеется, такой массовый майский интерес к Чехову (14 мая состоялась премьера «Чайки» в Театре Моссовета) не случаен и связан с фестивалем «Черешневый лес», при поддержке которого делаются все три спектакля. Но дело не только в этом. Пьесы Чехова дают слишком много возможностей для театра и общества, чтобы сегодня оставить их на книжной полке. Поиск новых форм в искусстве («Чайка»), переоценка жизненных ориентиров («Дядя Ваня») и осознание социо-культурных перемен («Вишневый сад») — все эти темы сегодня актуальны, как никогда. Мы пытаемся понять, что же сегодня происходит, и обращаемся к Чехову. И получаем моментальный ответ, который можно анализировать и интерпретировать. Какая сегодня Раневская? А вот такая, как Рената Литвинова, которая, разумеется, не пойдет по пути полного внешнего и внутреннего перевоплощения, а будет играть вариацию на тему «я в предлагаемых обстоятельствах». Что такое сегодня выстрел дяди Вани? Увидим, как проведет эту сцену Борис Плотников, и возможно у него будет доминировать чувство трагической безысходности или, напротив, этот порыв будет продиктован желанием разорвать оковы обыденного существования. А дальше уже все начнет зависеть от зрителя, который увлечется и задумается или останется равнодушным и вернется к телевизору, предпочтя программу «Стиль от…»
2000
На душе — праздник, М. Демидова, Красное знамя, 4.11.2000
Интервью с легким человеком, Сергей Вовин, Электронная газета Yтро, 22.08.2000
Душа и сердце Вячеслава Невинного, Юлия Гусейнова, Ежедневные новости (г. Владивосток), 11.07.2000
Новая власть в Камергерском, Наталия Каминская, Культура, 15.06.2000
Лицедей, Анатолий Смелянский, Известия, 9.06.2000
Чудо, Лев Додин, Независимая газета, 1.06.2000
Он пришел, Кама Гинкас, Новая газета, 1.06.2000
Последняя легенда Художественного театра, Марк Розовский, Культура, 25.05.2000
Призрак бродит по МХАТу. Призрак символизма, Елена Ямпольская, Новые известия, 12.01.2000
Один абсолютно театральный вечер, Алексей Чанцев, Театр, 2000
Николай Эрдман. Переписка с Ангелиной Степановой., С комментариями и предисловием Виталия Вульфа, 2000