К. Хабенский: «Зритель ждет удара молотком»

Юлия Шигарева, Аргументы и факты, 23.06.2004
В КОНКУРС XXVI Московского кинофестиваля вошел фильм Дмитрия Месхиева «Свои», где одну из главных ролей сыграл Константин ХАБЕНСКИЙ. Хабенскому — 32 года, и сегодня его можно назвать одним из самых востребованных молодых актеров. Он снимается у Филиппа Янковского в «Статском советнике», играет в «Белой гвардии» и «Утиной охоте» во МХАТе им. Чехова и в родном питерском Театре им. Ленсовета в спектакле «В ожидании Годо». А если прибавить сериалы, то получится весьма солидный послужной список!

Шок для зрителя

 — ВЫ cнялись в фильме Дмитрия Месхиева «Свои», действие в котором разворачивается в годы войны. Молодежь пойдет смотреть этот фильм? Молодых вообще Великая Отечественная война как часть истории интересует?

 — Смотря как это кино сделано. Есть фильм Германа «Проверка на дорогах» и есть голливудская картина «Спасти рядового Райана». Они сделаны по-разному и о разном. «Райан» снят математически точно, «Проверка» сделана эмоционально и духовно очень точно. Но молодежь скорее пойдет на «Райана», нежели на Германа. Потому что в «Райане» точно рассчитано воздействие на зрителя. Это же целая наука, которой в Голливуде занимаются институты.

 — А ваш фильм сделан духовно или математически точно?

 — Приходите — увидите.

 — Говорят, когда Табаков пришел на должность художественного руководителя МХАТа им. Чехова, он провел некую «чистку рядов» — отправил на пенсию маститых, заслуженных артистов и позвал вас, молодых и пока ничем себя особо не проявивших, кроме как сыгравших в сериалах. Совесть вас по этому поводу не грызла, когда вы выходили на сцену МХАТа?

 — Знаете, я не комплексую и не рефлексирую по этому поводу. Могу утверждать, что Табаков никого из мхатовских стариков не тронул. Кто-то ушел, кто-то пришел? А нас с Михаилом Пореченковым он пригласил в театр после того, как специально приезжал в Питер смотреть нас на сцене. Конечно, есть радость от того, что работаешь на такой площадке. А трепет? Если трепетать по каждому поводу, можно ничего и не сыграть, кроме трепета.

Может быть, я циничный. Или практичный. Может, кто-то скажет: «Вот подонок! Не ценит то, что есть!» Нет, я ценю, я все понимаю, но работа есть работа.

 — Что вообще полезнее для театра? Ситуация, когда режиссер всеми силами старается сохранить старые, безусловно заслуженные кадры, и тогда театр стареет вместе со своими зрителями, как это происходит с той же Таганкой, к примеру? Или же рисковать звать молодежь?

 — Начнем с того, что и Юрий Любимов, и Марк Захаров, и другие режиссеры в начале своего пути в более или менее жесткой форме выметали доставшийся им театр, для того чтобы собрать команду и с этой командой идти дальше.

Вообще каждый театр развивается так, как он может. Может МХАТ сегодня создавать своеобразную «футбольную команду» из молодежи? Значит, он это делает. А в тот же Ленком народ и на старых звезд валит валом. Главное, чтобы театр не был сухим. Зритель ждет смеха, слез, иногда какого-то удара молотком по голове. Я говорю не про шок эротический, порнографический. Я имею в виду шок, который можно испытать от очень простой, внятной мысли, которую мы порой забалтываем, а она была, есть и будет: любовь, смерть и т. п.

Заблуждения и свобода

 — НЕ ЗНАЮ, говорили вам или нет, но вы похожи на одного вашего земляка — Владимира Путина.

 — Политически отвечу на ваш политический вопрос — Путин красивее, чем я.

 — И все же. Согласились бы вы сыграть Путина в театре? И в каком жанре могла бы быть написана такая пьеса?

 — Из всей нашей новейшей истории получилась бы великолепная пьеса абсурда! Потому что страсти в политике кипят большие, вопросов возникает много. Деньги во всем этом завязаны огромные. Ответы типа «да» и «нет» уже давно смешались, и обычно звучит что-нибудь вроде «данет» или «нетда».

 — Сейчас очень много говорят о том, что Россия вновь возвращается к прошлому, что гайки закручиваются все туже. Но при этом в театре ставятся и «Белая гвардия», и другие пьесы явно не прокоммунистического содержания. Так есть в России свобода или нет?

 — Знаете, я не жил ни в 13-м году, ни в 37-м, ни во время хрущевской оттепели. Мне не с чем сравнивать. Могу сравнивать только со вчерашним и позавчерашним днем. А по сравнению со вчерашним днем свободы у меня лично не стало ни меньше, ни больше. На данный момент я нахожусь в заблуждении, что я достаточно свободный человек.

 — На сцене или на экране вы произносите красивые монологи, решаете судьбы страны. Но вот спектакль окончен. Вы уходите за кулисы, возвращаясь к реальной жизни с ее проблемами: старость, социальная незащищенность и пр. Вы об этом думаете или можете себе позволить не портить настроение такими мыслями?

 — Мне пока об этом не думается. Пусть у читателя возникнет иллюзия, что хотя бы мы хорошо живем.

 — Вы бы согласились принять участие в заведомо халтурном проекте, но за большой гонорар?

 — Начнем с того, что мне еще не предлагали таких денег, чтобы я сказал: «Бог с ним. Переживу, но поучаствую!» Пока я нахожусь в таком положении, что могу выбирать качественные проекты и не гнаться за гонорарами.

 — Что тяжелее — сидеть в полной безвестности и ждать интересных предложений или же страдать от избытка внимания к собственной персоне?

 — Для актера тяжелее первый вариант. Что кривить душой: актерская профессия — публичная профессия. И лучше, когда актера знают в лицо, нежели спрашивают: «А чем вы занимаетесь?» И он вынужден говорить: «Я актер». «Да что вы?! А где вас можно увидеть?»

А с человеческой точки зрения — по-разному. Иногда это приятно, иногда внимание бесит. Я же не машина — не могу запрограммированно улыбаться всем! Я человек, такой же, как и все. По крайней мере, хочу оставаться таким. 
2000
На душе — праздник, М. Демидова, Красное знамя, 4.11.2000
Интервью с легким человеком, Сергей Вовин, Электронная газета Yтро, 22.08.2000
Душа и сердце Вячеслава Невинного, Юлия Гусейнова, Ежедневные новости (г. Владивосток), 11.07.2000
Новая власть в Камергерском, Наталия Каминская, Культура, 15.06.2000
Лицедей, Анатолий Смелянский, Известия, 9.06.2000
Чудо, Лев Додин, Независимая газета, 1.06.2000
Он пришел, Кама Гинкас, Новая газета, 1.06.2000
Последняя легенда Художественного театра, Марк Розовский, Культура, 25.05.2000
Призрак бродит по МХАТу. Призрак символизма, Елена Ямпольская, Новые известия, 12.01.2000
Один абсолютно театральный вечер, Алексей Чанцев, Театр, 2000
Николай Эрдман. Переписка с Ангелиной Степановой., С комментариями и предисловием Виталия Вульфа, 2000