Мороз и солнце

Ольга Сапрыкина, Атмосфера, 1.08.2004
Ее актерский стаж — двадцать лет. И здесь нет никакой ошибки: свою первую роль она сыграла еще двухмесячным ребенком — в фильме Динары Асановой «Милый, дорогой, любимый, единственный». И получила за тот дебют серьезные деньги: ее оклад составлял восемьдесят рублей в месяц.

Если уж быть до конца точным, то дебютировала Даша еще раньше. Ее мама, известная актриса Марина Левтова, снималась в фильме «ТАСС уполномочен заявить» на седьмом месяце беременности. Чтобы скрыть округлившийся животик, Марина постоянно держала сумочку где-то на уровне талии. 

Потом Дашу, девяти дней от роду, запечатлели в секундной роли новорожденной в документальной ленте Динары Асановой. А вот в фильме «Милый, дорогой, любимый, единственный» уже был серьезный эпизод. По сценарию главный герой разворачивал пеленки с украденным младенцем и вдруг вместо ожидаемого мальчика видел девочку. Далее в тексте сценария шла ремарка: «Младенец хитро улыбнулся». Вся съемочная группа приготовилась к долгим мучениям, а исполнитель главной роли и автор сценария Валерий Приемыхов только хмыкнул: «Ну-ну, посмотрим, как она у нас улыбнется». История гласит, что как только малышку распеленали, она сначала подмигнула, а потом ехидно показала язык.

«Быть девочке актрисой», — в голос ахнула съемочная группа. «Нет, что вы, я буду поступать в МГИМО», — решила Даша, когда лет через пятнадцать после того эпизода перед ней встал вопрос о выборе профессии. Режиссер Георгий Данелия о планах Дарьи Мороз не знал, он просто предложил ей главную роль в своем фильме «Фортуна», обнаружив ее фотографию в базе данных одного актерского агентства. В МГИМО Даша так и не поступила.

Даша: «В моей жизни многое складывается по воле случая. В актрисы я пошла вовсе не из-за того, что считала это делом своей жизни, а просто так сложились обстоятельства. Когда меня утвердили сначала на одну роль, потом на другую, взяли репетировать в театр, я подумала: наверное, это и есть моя настоящая профессия».

За роль в «Фортуне» шестнадцатилетняя актриса получила поощрительный приз — лучший дебют, вдобавок ее отметило специальным упоминанием жюри сочинского фестиваля «Кинотавр». Но все эти высокие награды были ей абсолютно не нужны. Как раз в то время, когда кинематографисты трубили фанфары в честь появления новой звездочки, случилась трагедия, перевернувшая всю ее жизнь.

Ключ без права передачи

Родители Даши, актеры Марина Левтова и Юрий Мороз, познакомились на съемках фильма Сергея Герасимова «Юность Петра». Произошло это в немецком городке Бабельсберге. Троица молодых красавцев — Юрий Мороз (он играл Лешу Бровкина), Дмитрий Золотухин (царь Петр) и Николай Еременко (Меншиков) — ожидали конца перекура. Смотрелись они очень эффектно, все — в ладно сидящих костюмах петровской эпохи, молодые, горячие. И тут неожиданно для всех на площадке появилась не менее заметная троица: студентки курса Сергея Герасимова — Любовь Германова, Катя Васильева и Марина Левтова. Гордые, независимые, а Левтова — так вообще звезда, успевшая сняться в нашумевшей картине «Ключ без права передачи». Короче, девчонки тогда так ловко отшили молодых красавцев, что Еременко, пустивший в их адрес какую-то фривольную шутку, только язык прикусил. Но уже вечером вся молодежь, забыв о словесных перепалках, вовсю веселилась в гостинице.

Позже Марина Левтова говорила: это была любовь с первого взгляда. Уже после ее смерти Юрий Мороз признавался: ему пришлось долго завоевывать эту любовь. Родители Марины, которых она безумно любила и всецело им доверяла, поначалу отнеслись к ухажеру настороженно: молодой, красивый, да еще актер — врагу не пожелаешь такого мужа!

Юрий тогда схитрил. Поехал в родовое имение Левтовых, что находится в деревне с поэтичным названием Глушь, и там, взяв в руки пилу и топор, начал помогать строить дом: мол, я умею не только лицом работать, у меня еще и руки золотые. И, представьте себе, ему все поверили. Юрий и Марина прожили душа в душу долгих двадцать лет.

Даша: «Иногда с кем-нибудь разговариваю, и меня убеждают: не бывает идеальных браков, полной гармонии достичь невозможно. А я точно знаю: бывает! возможно! Я же видела, как жили мои родители. Поэтому постараюсь сделать все, чтобы у меня и у моих детей были такие же отношения, как в нашей семье».

Даша была настоящим актерским ребенком. Мама брала ее с собой на все кинофестивали. Папа, который со временем переквалифицировался из актеров в режиссеры, — на озвучание. Пока другие девочки играли в куклы, Даша развлекалась с серпантином из кинопленки.

Любовь с «Атмосферой»

Даша сидит на борту теплохода и томно листает глянцевый журнал. Камера наезжает на красочные страницы? Ба, да ведь это же «Атмосфера»!

Дело происходит на съемках нового художественного фильма «Одни, без ангелов», который выйдет на экраны в конце этого года. У Дарьи Мороз — роль очаровательной девушки из провинции, которая неожиданно становится поздней любовью, этакой «лебединой песней» главного героя (Анатолий Васильев).

Даша: «Мне этот фильм безумно интересен именно из-за великолепного актерского состава. Я работаю вместе с Олегом Табаковым, Раисой Рязановой. Постоянно „подглядываю“ и за Олегом Павловичем Табаковым, и за Анатолием Александровичем Васильевым. Это просто здорово!»

- Ну, с Олегом Табаковым у тебя же не первая совместная работа. В театре ты даже «засветилась» в роли его любовницы — я имею в виду спектакль «Амадей» на сцене МХАТа?

Даша: «Но на съемочной площадке мы с Олегом Павловичем встречаемся впервые!»

Партнеры у Дарьи за ее двадцатилетнюю актерскую карьеру были самые что ни на есть звездные. Алексей Петренко на съемках «Фортуны» заботился о ней как о собственной внучке (после одного из фестивалей, где известный актер не отходил от Даши ни на минуту, в прессе ее так и окрестили: внучка Петренко). Евгений Сидихин, с которым Даша снималась в сериале «Саломея», водил ее на все кинопремьеры, а вечерами «выгуливал» по городу. Олег Табаков сначала предложил ей сразу две роли в спектакле «Песочный человек» по Гофману в своей «Табакерке», а потом доверил ведущую партию уже на сцене МХАТа в постановке «Ю».

- Дарья, а у тебя никогда не было мыслей, что как-то слишком гладко складывается твоя карьера?

Даша: «Мне вот тоже так кажется! Я даже иногда думаю: черт, может, придумать себе какую-то внутреннюю сенсацию? Наверняка эта гладкость кого-то раздражает. Именно поэтому я сейчас пошла учиться на продюсерский факультет Высших курсов сценаристов и режиссеров — ну так, на всякий случай, для перестраховки. А вдруг эта гладкость когда-нибудь закончится?»

- Даже как-то неловко рядом с тобой себя чувствуешь: ты такая правильная, такая целеустремленная девушка.

Даша: «Да, я такая, не спорю».

- Неужели ни разу не говорила себе: гори оно все синим пламенем, я сегодня всю ночь «зажигаю»?

Даша: «Я, конечно, могу иногда оторваться: пойти с друзьями на день рождения или всю ночь танцевать до тошнотиков на дискотеке. Но моя профессия — к сожалению или к счастью — не так часто дает мне повод расслабиться. Я каждый вечер думаю о том, что завтра мне нужно „лицо“ — поэтому не могу выпить больше определенного количества. Постоянно в голове сидит мысль, что я должна хорошо выглядеть — поэтому я спокойно отказываюсь от лишнего куска пирога. Это — атрибут профессии. Да и не очень-то я люблю все эти шумные тусовки. Мне гораздо интереснее посидеть с друзьями на кухне, когда можно разглядеть глаза сидящего рядом с тобой человека, поговорить на такие темы, которые за грохотом дискотечной музыки просто не будут расслышаны. Я, наверное, в этом смысле совершеннейшая зануда. У меня в доме должно быть идеально чисто, мое время расписано на месяц-другой-третий вперед. Я так привыкла, мне так удобно».

- И ничто не может тебя вывести из состояния равновесия?

Даша: «Только дела сердечные. Вот уж где нет никаких правил. Я могу уйти в такой отрыв, что мало не покажется!»

В Глушь, в деревню

От проблем целеустремленная девушка Даша Мороз сбегает в Глушь. Это то самое родовое имение, где когда-то ее папа доказал родственникам будущей жены серьезность своих намерений. Позже дом, который строил молодой актер Юрий Мороз, помогала доводить до ума и сама Даша.

Даша:"История нашего родового имения довольно забавная. Мой дедушка по маминой линии обожал путешествовать по стране на машине. Садился в свой «жигуленок», брал с собой мою маму и ее старшего брата Сашу, и ехали они куда глаза глядят. Как-то остановились переночевать в деревне Глушь: просто потому, что деду понравилось название. Когда он утром вышел из палатки и посмотрел вокруг, то лишь вымолвил: «Все, я хочу здесь жить».

По советским законам приобретать землю в собственность было запрещено. Поэтому дедушка Даши тайком от властей построил за деревенской баней даже не дом, а так, небольшую избу. Все мастерил собственными руками, до последнего гвоздика.

Даша: «А уже позже наше родовое поместье начало разрастаться — по мере того, как росли дети, а потом внуки. Сначала появился второй этаж у избы, потом — второй дом, еще позже — баня. Никаких наемных строителей мы не признавали: все делали только сами. Я вот тоже приколачивала доски к потолку второго этажа. Глушь — действительно потрясающее место. В десяти метрах от участка — озеро, меня там учили плавать. Вокруг — густые леса, где полно грибов и ягод. Приезжая туда, ты будто отключаешься от всего мира. Два дня побудешь, и весь негатив, накопленный в городе, куда-то улетучивается».

- То есть если у тебя будет выбор — поехать отдыхать в Глушь или в Париж, ты выберешь?

Даша: «Наверное, Глушь. Хотя вот в этом году даже плотный график работы не помешал мне совмещать и Глушь, и Париж».

А еще, несмотря на загруженность, Даша на целый день уехала со съемочной группой «Атмосферы» на Москву-реку. Часа через три непрерывной фотосъемки вся ее «морозистая» серьезность куда-то улетучилась. Как она носилась по пляжу, перепрыгивая через загорающих на шезлонгах ленивых москвичей, мы запомним надолго!

Я наблюдала за ее пируэтами и неожиданно поймала себя на мысли: «Господи, какой же она еще ребенок. И как много успела прожить и пережить в свои двадцать лет».

Папина дочка

С той страшной ночи прошло больше четырех лет. Но Даша до сих пор старательно обходит эту тему в своих интервью. Да и что говорить? Достаточно почитать скупые милицейские сводки, чтобы понять весь ужас шестнадцатилетней девочки, вдруг обнаружившей, что ее мамы, которая была лучшим другом, мамы, которая создавала в доме неповторимый покой и уют, ее самой лучшей в мире мамы нет в живых.

«В ночь на 27 февраля 2000 года в одинцовскую ЦРБ была доставлена Марина Левтова. Снегоход, на котором каталась актриса, на большой скорости врезался в дерево. Медики обнаружили у нее множественные ушибы и переломы, а также серьезную открытую черепно-мозговую травму, которая и стала причиной смерти».

Последней о трагедии узнала Даша. Она тоже была пассажиром этого снегохода, но, хотя и сильно пострадала, выжила.

Сначала, когда она очнулась в больнице, от нее пытались скрывать самое страшное. «Мама в другой больнице, все будет хорошо», — успокаивал Дашу отец. Перед ним стоял серьезный выбор: ведь тогда даже врачи не брались предугадать, как может отреагировать девочка на кошмарную новость. Но в день похорон молчать уже было нельзя.

Даша: «Конечно, я - папина дочка. Ведь именно папа воспитывал меня последние годы. У нас с ним потрясающие отношения, которые начинаешь ценить, глядя на других пап и дочек. Да, мы можем поспорить и поссориться, но тем не менее у нас полное взаимопонимание».

- Тарелками во время ссоры можете пульнуть друг в друга?

Даша: «Не-е-ет! Если мы вдруг поссоримся, то оба впадаем в кому и начинаем громко молчать. Но потом все это как-то рассасывается: обсудим проблему и опять придем к гармонии».

- Твой папа — известный режиссер, ты советуешься с ним по поводу своих ролей?

Даша: «Конечно, советуюсь. Иногда даже даю почитать сценарий. Когда в семье есть режиссер, которому ты полностью доверяешь, это очень удобно. Иногда он буквально несколькими штрихами помогает мне войти в образ. Например, папа ездил со мной в экспедицию на съемки фильма „Дикарка“ — я там играла главную роль вместе с Сергеем Шакуровым. И в какой-то момент папа подсказал: „Может, тебе всю сцену играть, не поднимая глаз?“ И у меня как будто все встало на свои места. А еще я часто отталкиваюсь от внешнего облика персонажа. Так было в фильме „Женщины в игре без правил“, который снимал папа, а я играла этакую простушку-дурнушку. Папа придумал сделать на голове халу из волос, которую не снимали даже в те моменты, когда моя героиня спала. И вот эта хала плюс ядовитый макияж, красные ногти, блестящие заколки мне ужасно помогли».

- А в быту ты с ним советуешься? Я слышала, что даже свой гардероб ты составляешь под чутким отцовским руководством?

Даша: «Нет, сейчас этот период уже закончился: дети-то растут, и я в том числе. Конечно, когда где-нибудь за границей мы вместе заходим в магазин, я могу поинтересоваться его мнением. Но свой стиль я сегодня формирую абсолютно самостоятельно. Мне кажется, что он уже привил мне определенный вкус в подборе гардероба, косметики, предметов интерьера, и мы с ним в этом плане очень совпадаем. Я ему показываю что-то уже постфактум, и ему, как правило, все нравится».

- Обычно папы очень ревнуют своих дочек к потенциальным мужьям. Как у вас?

Даша: «И он ревнует тоже. У нас раньше даже была дежурная шутка. Папа говорил: „Знаешь, какой у меня самый страшный сон? Выхожу я утром из спальни, а по квартире ходит мужик в трусах. Чужой!“ Но сейчас эти шутки закончились. Папа понимает, что у меня должна быть своя личная жизнь (и она есть!), что в какой-то момент я выйду замуж, рожу ребенка. Он воспринимает это нормально, хотя по-своему переживает. Конечно же, он хочет, чтобы у меня был самый лучший, самый прекрасный мужчина, этакий принц на белом коне!»

- Но проверок не устраивает?

Даша: «Боже упаси, он же адекватный человек! Хотя я помню, как папа рассказывал историю из своего жизненного опыта. Когда они с мамой уже поженились и в первый раз приехали к маминым родителям в Питер, дедушка Витя очень переживал: как же так, его единственная дочь — и с чужим мальчиком? Так что это вечная проблема отцов и дочерей».

Чудеса телепатии

У взрослых дочерей и их молодых отцов есть еще одна извечная тема для конфликтов: когда семейный дуэт превращается в трио. Два года назад Юрий Мороз женился во второй раз. Его супруга — актриса Театра имени Пушкина Виктория Исакова.

Познакомились они во многом благодаря Даше. Если бы ее не пригласили на главную роль в «Дикарку», если бы отцу не надо было сопровождать дочь во время съемок, если бы неподалеку от места действия режиссер Роман Козак не стал репетировать свою «Лесную песню» с Викой в роли Мавки — этого брака могло и не случиться.

Юрий как-то посетовал, что Даша, конечно, очень болезненно воспринимала появление новой женщины в жизни отца. Но если вы скажете об этом самой Дарье, ее взгляд ускользнет куда-то в пустоту: «Мне важно, чтобы папе было хорошо».

- Да, конечно, именно так и должна отвечать хорошая дочь. Но часто ведь чувства не поддаются логике?

Даша: «Но я же не буду сейчас откровенничать на столь личные темы. Скажу только одно: в этом смысле сложности существуют всегда. Наверное, это нормальная дочерняя ревность. Но тем не менее я принимаю эту ситуацию такой, какая она есть. Жизнь ведь продолжается — с ее сложностями и с ее прекрасностями. Главное не то, что думаю я по этому поводу, а то, что считает важным папа. Это его жизнь и его выбор».

Наверное, между ними действительно существует какая-то телепатическая связь. Именно в тот момент, когда Даша явно замялась, не зная, как бы ей поделикатнее уйти от неуютной темы, ее мобильный телефон разразился победной мелодией.

 — Да, папа, это я. Нет, сейчас не могу, я занята на фотосессии для журнала «Атмосфера». Но вечером свободна: давай вместе поужинаем?
2000
На душе — праздник, М. Демидова, Красное знамя, 4.11.2000
Интервью с легким человеком, Сергей Вовин, Электронная газета Yтро, 22.08.2000
Душа и сердце Вячеслава Невинного, Юлия Гусейнова, Ежедневные новости (г. Владивосток), 11.07.2000
Новая власть в Камергерском, Наталия Каминская, Культура, 15.06.2000
Лицедей, Анатолий Смелянский, Известия, 9.06.2000
Чудо, Лев Додин, Независимая газета, 1.06.2000
Он пришел, Кама Гинкас, Новая газета, 1.06.2000
Последняя легенда Художественного театра, Марк Розовский, Культура, 25.05.2000
Призрак бродит по МХАТу. Призрак символизма, Елена Ямпольская, Новые известия, 12.01.2000
Один абсолютно театральный вечер, Алексей Чанцев, Театр, 2000
Николай Эрдман. Переписка с Ангелиной Степановой., С комментариями и предисловием Виталия Вульфа, 2000