Дело было в зоне

, 1.11.2004
Аскетичность и строгость японского «Короля Лира» во МХАТе сменит фейерверк и карнавал Мольера. Ближайшая премьера МХАТа — «Тартюф», который с утра до вечера и с вечера до утра репетирует Нина Чусова.

«Тартюф» в полном составе уже вышел на большую сцену. Если посмотреть со стороны, то можно схватиться за голову: да Мольер ли это? И в самом деле — тот ли это «Тартюф», который помнят театралы по знаменитому спектаклю Анатолия Эфроса? Отвечаем: совсем не тот. Потому что на дворе XXI век, который посредством Мольера режиссирует Нина Чусова. А у Чусовой — все с ног на голову, шиворот-навыворот.

Достаточно посмотреть на костюмы, которые придумал Павел Каплевич. В женском платье преобладают три колера — бордовый, зеленый, голубой. Их яркость бьет по глазам, как нож преступника.

Преступник в данном случае не натяжка. Господин Тартюф, согласно трактовке режиссера, вернулся из мест не столь отдаленных, и биография его темна. Достаточно взглянуть на костюмчик — он у него в полосочку. Но не в вертикальную, а в поперечную. Хотя мужское окружение прохвоста имеет на костюме именно полоску сверху вниз. 

Тартюфа репетирует Олег Табаков.

 — Время страшно изменилось, — говорит Олег Павлович в перерыве. — Сегодня Тартюф другой. Собственно, достаточно посмотреть вокруг, чтобы увидеть столько их. .. О, это очень непростой и очень страшный тип. 

У типа есть двойник — его придумала Чусова и на роль двойника позвала актера Владимира Федорова, чью необычную фактуру любят использовать киношники. Федоров — карлик, по образованию физик, но чрезвычайно артистичная и художественная натура. В версии Чусовой он проходит под именем Лоран и является как бы комментарием к действиям и даже мыслям Тартюфа.

Как вы догадываетесь, чистотой помыслы его не отмечены. Появившись в семье Оргона под видом благочестивого и высоконравственного субъекта, Тартюф пытается соблазнить его жену Эльмиру. В роли Эльмиры — Марина Зудина. На этот раз она жгучая брюнетка в бордовом платье — словом, дама весьма рокового вида. Лоран у ее ног играет на гитаре, а Табаков, закатив глаза, мурлычет любовную арию. 

Вот уже второй сезон Зудина выходит на мхатовскую сцену партнершей своего супруга: в прошлом сезоне они парой работали в «Последней жертве» и в «Дяде Ване». Старые театралы наверняка будут сравнивать этот дуэт с дуэтом из эфросовского спектакля Калягин-Вертинская. Хочешь не хочешь, но сравнивать придется, потому что в том легендарном спектакле были заняты Юрий Богатырев, Нина Гуляева, Станислав Любшин. 

Из досье «МК». «Тартюф» — запрещенная пьеса при жизни великого французского комедиографа. МХАТ с 1912 года не раз подступался к ней, но все попытки заканчивались неудачей — вплоть до 39-го года. Именно тогда после 553 репетиций «Тартюф» встретился со зрителями. Постановку посвятили памяти Станиславского. За полтора года его сыграли 82 раза, а во время войны декорации на гастролях в Минске сгорели. И лишь только в 1981 году Анатолий Эфрос вновь вернулся к мечте Станиславского, то есть «Тартюфу».

Историческая память, с одной стороны, держит в напряженности нынешний состав, а с другой — дает карт-бланш молодым актерам. Например, Даше Мороз — в спектакле она Марианна. Александр Семчев — Оргон, и этим все сказано. В роли служанки Дорины — ключевой фигуры многих комедий Мольера — Марина Голуб. И со своим историческим предшественником этот спектакль роднит легкомысленно-радостный подход к Мольеру, который Чусова усугубляет и доводит до крайности.

События в семье Оргона из интерьеров она выносит в сад с обильной зеленью и бассейном, в котором герои принимают водные процедуры. Правда, воду как таковую в новом спектакле не льют и не мутят. Волны здесь картонные, но этот наив не уменьшает огонь и страсть комедии Мольера. Одним словом, ждите комедии, искрометной и сумасшедшей.
2000
На душе — праздник, М. Демидова, Красное знамя, 4.11.2000
Интервью с легким человеком, Сергей Вовин, Электронная газета Yтро, 22.08.2000
Душа и сердце Вячеслава Невинного, Юлия Гусейнова, Ежедневные новости (г. Владивосток), 11.07.2000
Новая власть в Камергерском, Наталия Каминская, Культура, 15.06.2000
Лицедей, Анатолий Смелянский, Известия, 9.06.2000
Чудо, Лев Додин, Независимая газета, 1.06.2000
Он пришел, Кама Гинкас, Новая газета, 1.06.2000
Последняя легенда Художественного театра, Марк Розовский, Культура, 25.05.2000
Призрак бродит по МХАТу. Призрак символизма, Елена Ямпольская, Новые известия, 12.01.2000
Один абсолютно театральный вечер, Алексей Чанцев, Театр, 2000
Николай Эрдман. Переписка с Ангелиной Степановой., С комментариями и предисловием Виталия Вульфа, 2000