Беспредел в полоску

Глеб Ситковский, Газета, 12.11.2004
Про паханские татуировки Олега Павловича Табакова, которыми он готовился щегольнуть в роли Тартюфа, стало известно задолго до премьеры мольеровской комедии в МХТ имени Чехова. Ожидалось, что спектакль Нины Чусовой станет одним из самых веселых и хулиганских событий нынешнего театрального сезона. Но вышло не совсем так. Или даже совсем не так.

Даже те, кто наиболее благожелательно настроен по отношению к режиссеру Нине Чусовой, вряд ли назовут ее глубоким театральным мыслителем. Бралась она хоть за гоголевского «Вия», хоть за «Грозу» Островского, ход ее мыслей всякий раз выглядел несколько путаным и не вполне логичным. Но эти недостатки с лихвой компенсировались искренней приверженностью режиссера к игровой стихии и необычайной заразительностью ее постановок. Кураж, что ни говори, — великая штука. Плохо только то, что он имеет свойство со временем испаряться, словно пузырьки из бокала с шампанским. В новом «Тартюфе», поставленном «сестрицей Кураж» в Художественном театре, самое печальное то, что он не шипит и не пенится. Шипел бы - можно было простить и дешевый виноград, из которого сделан, и кислый привкус.

По задумке режиссера, дом Оргона (его играет Александр Семчев) превратился в новорусское царство китча (сценография Анастасии Глебовой и Владимира Мартиросова). Все Оргоновы домочадцы разгуливают по златому дворцу в полосатых карнавальных костюмах а-ля «вырви глаз» (костюмы Павла Каплевича). Без горизонтальных полосок не обошлись даже сутаны Тартюфа и его свиты (строгий карлик и две полумонашки-полушалавы) — сразу видно, что сутаны эти на скорую руку перешивались беглыми каторжниками из арестантских роб. Тартюфово жизнелюбие (на груди ханжи светится наколка «Люблю жизнь!») в системе этого спектакля нисколько не осуждается. Напротив, от него всем одна лишь радость — карнавал так карнавал. Финальное разоблачение лицемера станет лишь еще одним карнавальным приколом: Тартюфа возьмут под арест его же криминальные приспешники. Объяснений этому не дано никаких, понимай как хочешь. Просто карнавал продолжается, и все тут.

Мхатовский спектакль стал для актеров отчаянным сражением с Мольером. Уже по прежним спектаклям Чусовой можно было убедиться, что ее родная стихия — это игровой хаос, а всякая упорядоченность наводит на нее скуку. Поэтому классицистский порядок александрийского стиха, свойственный Мольеру, режиссера не устраивал ни в коей мере. На актеров была возложена важная миссия — разбить монолитный порядок слов, заменив их своими, простыми и ненапыщенными. Ну, например, если служанке Дорине (Марина Голуб) требуется успокоить разбушевавшегося Валера (Максим Матвеев), то к мольеровскому «В своем ли вы уме? Вдруг этакий задор!» она непременно добавит тихую скороговорку: «Ну ты же мужик! Сядь и успокойся!» На всем протяжении спектакля актеры напряженно шевелят губами, хлопочут лицом и вслух «дают подтекст». Вроде бы и действие динамично развивается, и гэгов придумано много, но вся эта легкость до того тяжеловесна, что не передать. Кажется, вот-вот — и услышишь скрип натруженных лицевых мышц.

Карнавал — штука, без сомнения, привлекательная. Но только вместо чусовских «хомо люденсов» (людей играющих) мы увидели на сцене людей, напряженно зарабатывающих деньги собственным профессионализмом. Хороших актеров множество, и как ни глянешь на сцену, там все время идет увлекательное соревнование по перетягиванию одеял. Семчев для смеху тряханет из стороны в сторону толстыми щеками три раза, а Табаков ему в ответ — четыре. Не выразить свой респект профессионалам было бы с моей стороны просто неприлично. В конце концов, возможно, что со временем мхатовский «Тартюф» и зашипит, и запенится. В театре всякое случается.
2000
На душе — праздник, М. Демидова, Красное знамя, 4.11.2000
Интервью с легким человеком, Сергей Вовин, Электронная газета Yтро, 22.08.2000
Душа и сердце Вячеслава Невинного, Юлия Гусейнова, Ежедневные новости (г. Владивосток), 11.07.2000
Новая власть в Камергерском, Наталия Каминская, Культура, 15.06.2000
Лицедей, Анатолий Смелянский, Известия, 9.06.2000
Чудо, Лев Додин, Независимая газета, 1.06.2000
Он пришел, Кама Гинкас, Новая газета, 1.06.2000
Последняя легенда Художественного театра, Марк Розовский, Культура, 25.05.2000
Призрак бродит по МХАТу. Призрак символизма, Елена Ямпольская, Новые известия, 12.01.2000
Один абсолютно театральный вечер, Алексей Чанцев, Театр, 2000
Николай Эрдман. Переписка с Ангелиной Степановой., С комментариями и предисловием Виталия Вульфа, 2000