Девушка Mороз

Лариса Резникова, Московский Комсомолец, 25.12.2004
Даше Мороз повезло с родителями. Во-первых, у нее самая новогодняя фамилия. Во-вторых, в 21 год эта обаятельная актриса, дочь режиссера Юрия Мороза и актрисы Марины Левтовой, добилась столько, сколько не снилось многим ее ровесникам. В кино ее внесли практически на руках — мама держала ее двухмесячную перед камерой на съемках фильма Динары Асановой «Милый, дорогой, любимый, единственный…».

Сегодня она — в труппе МХТа им. Чехова, занята аж в четырех спектаклях. При этом не вылезает со съемочных площадок — снимается в кино и сериалах. Ребенком она играла в кино у папы (в фильме «Черный квадрат») и его друзей (в ленте «Кризис среднего возраста» Гарика Сукачева). По-взрослому она дебютировала, как сама считает, в «Фортуне» Георгия Данелии, где она сыграла главную роль — вместе с Вахтангом Кикабидзе и Алексеем Кравченко. А за роль Вари в картине Юрия Павлова «Дикарка» Дарья Мороз награждена призом Веры Холодной в номинации «Я помню чудное мгновенье».

- Даша, вы помните самый первый новогодний праздник в вашей жизни?
 — Мне тогда было лет шесть. Я гостила у папиных родителей в Донецке. Дедушка Паша специально для меня поставил трехметровую елку, и мы вместе украшали ее разными старинными игрушками, а на макушку нацепили огромную красную звезду.

Еще помню, как отмечали у Харатьянов. Мне было лет девять, наверное. Были мы, они и Гарик Сукачев. Я нарядилась в костюм Деда Мороза и всем раздавала подарки. Собственно, и мне много чего надарили (улыбается). Но больше всех почему-то запомнился презент Сукачева — заколка для волос. Я ее лет семь носила, пока она совсем не сломалась.

Когда я стала постарше, мы стали отмечать Новый год в клубе «Кино». В клубе тогда собиралась большая киношно-театральная компания папиных и маминых друзей. Все веселились, танцевали, делали капустники и всегда было весело…

Но главным атрибутом Нового года для меня всегда был мультик «Падал прошлогодний снег».

- Но елку-то вы ставите?
 — Роль елки у меня играет фикус — его я наряжаю игрушками. Однажды мы с мамой ездили в Израиль. Новый год местные жители там празднуют осенью, и мы как раз попали в самый разгар веселья. Я обратила внимание на нечто, украшенное игрушками и мишурой. Оказалось, хозяева решили пошутить и нарядили фикус. Мне эта идея понравилась, и теперь я каждый год наряжаю свой. Мне его 15 лет назад подарила нянечка в школе.

- Говорят, в Новый год происходят разные любопытные истории. ..
 — Это у кого как.
…Однажды папа решил сделать мне сюрприз. Сказал, что на Новый год мы уедем, но не сказал куда. Вот честное слово, даже когда мы ехали в аэропорт, я не знала, куда именно мы летим. Долго терялась в догадках. Оказалось, в Париж! И мы встречали Новый год на Елисейских полях. Правда, когда летели обратно, папа перепутал рейс, и я чуть не опоздала в театр на свой спектакль. Но все равно было здорово!

А еще много лет назад мой папа встретил Новый год в аэропорту. Он купил ананасы и полетел к родителям в Донецк. Но рейс задержали, и папа смог улететь только утром… Ананасы, правда, сберег.

- Верите в новогодние приметы?
 — Только в одну: как Новый год встретишь, так его и проведешь. Поэтому стараюсь все плохое и сомнительное оставить в году уходящем. Например, если ты сомневаешься в своем молодом человеке, то перед праздником с ним лучше расстаться, чтобы в следующем году начать новую жизнь.

Сейчас вот подумываю, как обновить себя к празднику. Например, сходить в парикмахерскую и сделать очень короткую стрижку. Правда, до конца еще не определилась — длинные волосы могут понадобиться на съемках.

- В школе небось Снегурочку постоянно играли?
 — Снегурочка я только по паспорту. Ведь мой дед был Мороз! (Смеется.) На самом деле на всех школьных новогодних праздниках я была белочкой.

- Да уж, фамилия у вас самая новогодняя. Одноклассники, наверное, постоянно различные прозвища придумывали?
 — Только одно — Снежная королева. Поначалу я на него обижалась. А потом вдруг поняла, что Снежная королева — это здорово. Она же очень красивая была. Ну, по крайней мере так ее Андерсен описывал. Подумаешь, холодная немножко…

- Раскройте свой секрет новогоднего стола…
 — Признаться, сама не люблю готовить. Если только для любимого мужчины… (Улыбается.) Поэтому обычно угощаю друзей различными вкусностями из супермаркета. Но стараюсь, чтобы праздник не превратился в обычную обжираловку. Ведь Новый год — хороший повод лишний раз встретиться и пообщаться. В грядущий праздник всю ночь буду за рулем. Хочу успеть навестить как можно больше близких мне людей.

- Давайте поговорим о кино. Правда, что вы дебютировали еще в младенчестве?
 — Мой актерский дебют — в фильме Динары Асановой «Милый, дорогой, любимый, единственный…». Мне тогда и года не исполнилось. Когда Динара Кулдашевна узнала, что мама беременна, страшно обрадовалась: «Замечательно, будешь сниматься вместе с ребенком. Мне как раз нужна маленькая девочка!» А маме к тому моменту сделали ультразвук и сообщили, что будет мальчик. Но Асанова была непреклонна: «Она не может родиться мальчиком, она же артистка!» И действительно: на свет появилась я, а через несколько месяцев начались съемки.

- А вы смогли бы доверить своего ребенка режиссеру?
 — Ребенка в грудном возрасте? Нет, не уверена. Разве что своему папе. Безгранично ему доверяю.

- После «младенческого дебюта» вы снимались в разных картинах. Но, согласитесь, наибольшую популярность принесла «Фортуна» Георгия Данелии. 
 — Ой, там была очень забавная история. Я приехала на кастинг. Назвала себя перед камерой и сыграла одну из финальных сцен. Но режиссера не было. Это меня смутило. Я вышла расстроенная и сказала маме: «Пошли. Ничего не получится». Вдруг на следующий день меня вызывают прямо со школьного урока и на машине везут к Данелии, который уже отсмотрел пробы. Посмотрел он на меня, поинтересовался возрастом. Честно отвечаю: «15 лет». И как-то он так разочарованно вздохнул… Потом говорит: «Ладно, давайте попробуем все-таки порепетировать». Пришел Леша Кравченко, и мы часа четыре с ним работали.

Потом — все. На полтора месяца про меня как будто забыли. Я уже и не чаяла, что получу роль. И вдруг звонок: мы с Лешей утверждены на главные роли! Оказывается, они так долго думали, потому что им была нужна 18-летняя девочка. Вот такие у меня счастливые звезды…

- Правда, что ради съемок в «Фортуне» вы пожертвовали вступительными экзаменами в МГИМО?

 — Ну да. А что делать? Думаю, нет такого артиста, который откажется сниматься у Данелии. В любой, пусть самой маленькой роли. Данелия — это Данелия. Хотя честно скажу: вначале было страшно. К тому же не все получалось так, как он хотел. Но при этом с ним было легко и весело.

В одной сцене на героине должна была быть надета рубашка жениха. Реквизиторы долго не могли найти подходящую. Тогда Георгий Николаевич предложил свою: коричневую в клеточку от Ив Сен-Лорана. Она подошла! И я настолько с ней сроднилась, что после окончания съемок попросила оставить мне ее на память.

Оказалось, Георгия Николаевича так не первый раз раздевают. Басилашвили «одолжил» у него часы в «Осеннем марафоне», кто-то забрал куртку и кепку на съемках «Паспорта»…

- Рассказывают, в Школу-студию МХАТ вас взяли без экзаменов.
 — К началу съемок «Фортуны» я успела пройти три творческих конкурса. Но не успела на общеобразовательные экзамены. Объяснила ситуацию нашему руководителю — Алле Борисовне Покровской. И меня приняли вне конкурса.

- Не жалеете о не сложившейся дипломатической карьере?
 — Мне дорога моя нынешняя профессия. Разве что жалко потерянную практику в английском языке.

- Часто отказываетесь от предлагаемых ролей?
 — Что касается кино, то довольно часто. Почему? Просто неинтересные вещи предлагают. А в театре таких ролей нет и быть не может. Я же в труппе! Какое право я имею отказаться? Ведь режиссер всегда знает, кого должен сыграть его актер. К тому же в этом плане я очень доверяю Олегу Павловичу Табакову. Он вообще потрясающе организует работу в театре. Не всякий артист или режиссер способен на такое. А его актерский талант вне всяких обсуждений! Я не представляю себя ни в каком другом театре. МХАТ дает мне максимальное количество возможностей: поработать с разными режиссерами, с хорошими партнерами и в разных материалах, и смотрит меня определенная категория зрителей, требовательная, с хорошим вкусом. Табаков для меня в театре — как Данелия в кино.

- Работать в новогоднюю ночь никогда не доводилось?
 — Нет, к счастью, в Новый год кино не снимают. А вот в театре 31 декабря традиционно идет пьеса «Сублимация любви» с Олегом Табаковым и Мариной Зудиной. Ничего новогоднего в этой истории нет, просто такая традиция. И спектакль начинается не в семь вечера, а в шесть.

А я буду играть в «Тартюфе» 30 декабря. По-моему, эта пьеса как нельзя лучше подходит для предпраздничного дня. Кстати, можете меня поздравить. Спектаклю «Песочный человек», где я играю, исполняется пять лет. Юбилей обязательно отпразднуем.

- В детстве, я знаю, вы серьезно занимались художественной гимнастикой, но потом не сложилось…
 — И хорошо, что не сложилось. Если этим делом заниматься серьезно, то надо с пяти лет по полной пахать на тренировках. Лично я своего ребенка никогда туда не отдам. Там неимоверные нагрузки.

Вообще в детстве я много чем занималась. Фигурное катание, плавание, английский. .. Даже карате!

- А сейчас как?
 — Регулярно хожу в спортзал, занимаюсь плаванием. Актрисе всегда надо быть в форме.

- Даша, а если честно, то после репетиций, спектаклей и съемок много ли времени остается на себя, любимую?
 — Сейчас, после выпуска «Тартюфа», свободного времени стало побольше. Ведь репетиции в период выпуска занимают почти все время: приходишь в театр к одиннадцати утра, а уходишь — в десять вечера. Кое-кто даже остается в театре ночевать. Если люди далеко живут, им нет смысла ехать домой.

- Обычный ваш рабочий день как складывается?
 — Встаю, гуляю с собакой. Кстати, я даже иногда беру ее с собой на работу. Потом еду в театр на репетицию или на съемки. Потом в спортзал. Если есть время, встречаюсь с друзьями. В кино могу сходить.

- Даша Мороз — востребованная актриса. Как в кино, так и в театре. И вдруг пошла учиться на продюсера. С чего бы это?
 — Просто хочу расширить диапазон творческих возможностей. Учиться на режиссера? Ну, не мое это. Да и потребности внутренней нет. А вот в плане продюсирования у меня очень даже может получиться. Как актриса я хорошо знаю процесс организации кинопроизводства. Поэтому выбрала продюсерский факультет Высших курсов сценаристов и режиссеров. По-моему, очень интересно видеть развитие идеи от замысла до воплощения. Кстати, папа, когда в свое время серьезно занялся продюсированием, много мне рассказывал об этой работе.

- Как продюсер уже готовите какой-нибудь проект?
 — Не скажу! Боюсь сглазить… (Улыбается.)

- Откуда такое суеверие?
 — Нет-нет, я не сильно суеверный человек. Это так… чисто актерские моменты. Уронила текст — значит, надо сесть на него. Причем именно там, где он упал, хоть в лужу, и поднять его прижатым к пятой точке. Нельзя грызть семечки на съемочной площадке — это к браку пленки. Никогда не мою голову перед экзаменом. Не стираю сценический костюм до премьеры.

- Правда, что не состоите ни в одном актерском агентстве?
 — Да, сейчас уже нет. Могу себе это позволить. Меня уже знают и в театре, и в кино. К тому же мне удобнее самой выстраивать свой рабочий график, а также обсуждать гонорар и условия работы. Опять же, поскольку я учусь на продюсера, удобнее и интереснее самой вести все рабочие переговоры.

- Сколько у вас наград? И какая самая дорогая?
 — Признаться, я их никогда не подсчитывала — стоят себе на полочке и стоят. Пылятся… (Смеется.) По мне, так награды — не самая важная часть профессии. Важен процесс работы над ролью и конечный результат. Хотя если роль в силу разных причин дорога, то приятно получить за нее награду. Например, я играла Калину в пьесе «Вечность и один день» и получила за нее приз от «Московского комсомольца» в номинации «Начинающие» за лучшую женскую роль. Знаете, как рада была?! Еще очень дорожу премией «За дебют», полученной на «Кинотавре» за роль в «Фортуне».

- Награды, популярность, журналисты… Обижаетесь, когда пишут нелицеприятные вещи?
 — Нет… Меня сложно задеть. Другое дело, что могу серьезно обидеться на обман или нетактичность. После этого резко прекращаю общение с человеком.

- Как относитесь к съемкам в эротических сценах?
 — Нормально… Понимаете, для актрисы, играющей молодую героиню, это в каком-то смысле нужно. Другое дело, крайне важно понять, насколько эта сцена нужна и насколько она эротична. Много зависит от режиссера. В смысле, доверяешь ли ты ему.

- Можно использовать дублершу…
 — Можно, но никогда не знаешь, какой будет результат. Вдруг она не тем боком повернется… К тому же если у меня красивое тело, то зачем мне дублерша?

- Сериал «Женщины без правил» снимал ваш папа. Легко ли было перед ним оголяться?
 — На съемках мы общаемся исключительно как актриса и режиссер. Я папу даже официально именую Юрием Павловичем. Будет странно, если, находясь в кадре, я буду постоянно спрашивать: «Папа, а как это? Папа, а как то?» Так что есть на его съемках эротические сцены или нет, по сути, не имеет значения. Это же работа…

- Скажите, а за руль пересели, потому что в метро и на улицах поклонники донимают?
 — Просто я метро не люблю. В машине удобней. Если, допустим, в пробке застряла, могу спокойно роль повторить. В метро же не получится остаться наедине со своими мыслями.

- Ну что ж, в конце беседы позвольте поздравить вас с наступающим Новым годом. Какой у вас, кстати, любимый новогодний тост?
 — «За нас с вами и … с ними!» Это любимый тост всей нашей семьи.
2000
На душе — праздник, М. Демидова, Красное знамя, 4.11.2000
Интервью с легким человеком, Сергей Вовин, Электронная газета Yтро, 22.08.2000
Душа и сердце Вячеслава Невинного, Юлия Гусейнова, Ежедневные новости (г. Владивосток), 11.07.2000
Новая власть в Камергерском, Наталия Каминская, Культура, 15.06.2000
Лицедей, Анатолий Смелянский, Известия, 9.06.2000
Чудо, Лев Додин, Независимая газета, 1.06.2000
Он пришел, Кама Гинкас, Новая газета, 1.06.2000
Последняя легенда Художественного театра, Марк Розовский, Культура, 25.05.2000
Призрак бродит по МХАТу. Призрак символизма, Елена Ямпольская, Новые известия, 12.01.2000
Один абсолютно театральный вечер, Алексей Чанцев, Театр, 2000
Николай Эрдман. Переписка с Ангелиной Степановой., С комментариями и предисловием Виталия Вульфа, 2000