Евгений Миронов уничтожил всю свою родню

Анна Орлова, Комсомольская правда, 15.10.2005
КЛАССИКА. «Господа Головлевы». МХТ им. Чехова. По роману Михаила Салтыкова-Щедрина. Постановка Кирилла Серебренникова. В ролях: Евгений Миронов, Евгения Добровольская, Алла Покровская…

Евгений Миронов вообще актер замечательный. Но особенно хорошо ему удаются роли юродивых (помните князя Мышкина?). Кирилл Серебренников, который поработать с Евгением хотел давно, будто бы подогнал под эту особенность артиста всю идею спектакля. Только если в «Идиоте» Миронов сыграл Светлого юродивого, то в «Господах Головлевых» он юродивый Темный. Такой вот сугубо национальный «Ночной Дозор»: маги-то — явление общепланетное, а нищих духом почитают за посланников тайных сил только у нас. Светлые юродивые несут спасение. Темные — бич России. Во всяком случае, так выходит по Серебренникову.

Иудушка Головлев у Салтыкова-Щедрина стра-а-ашный! С пауком сравнивается. Братьев в могилу свел, мать погубил, до собственных детей добрался и их тоже смертоносной сетью оплел — все вокруг него гибнут, а он живет да жиреет.

А Серебренников прицепляет Миронову мушиные крылышки, когда тот за святого себя выдает. Это на случай, если мы раньше в нем муху не распознаем — ведь он все время на одной ноте разговаривает — жужжит. Перемещается, сгорбившись, голову в плечи втянув, к тому же пострижен гаденько, чтобы пущее отвращение вызвать. Крестится, пропуская ровно половину канонического движения: просто сверху вниз, и снова, и снова сверху вниз, быстренько так… Иудушка тут не страшный, а противный и совершенно невменяемый. А вокруг него тем не менее все, как положено, мрут.

 — Ужасные пауки нас губят? — спрашивает режиссер у классика. — Да нет, мерзкие мухи!

И еще сильнее принижает трагические образы: каморки, символизирующие вертикально стоящие гробы — во всяком случае, покойники появляются в них регулярно, — шибко напоминают деревенские сортиры.

Это только звучит смешно. На самом деле спектакль мрачен до невозможности. Бело-черно-серый цвет всего, что есть на сцене. Мешки, которыми тут все завалено. Нарочитая монотонность действия. .. Иудушка-кровопивушка и умрет, свалившись в груду мешков, потонет в них с головой. «Туда и дорога», — подумают зрители. Уж больно омерзительный у Миронова с Серебренниковым получился персонаж.
2000
На душе — праздник, М. Демидова, Красное знамя, 4.11.2000
Интервью с легким человеком, Сергей Вовин, Электронная газета Yтро, 22.08.2000
Душа и сердце Вячеслава Невинного, Юлия Гусейнова, Ежедневные новости (г. Владивосток), 11.07.2000
Новая власть в Камергерском, Наталия Каминская, Культура, 15.06.2000
Лицедей, Анатолий Смелянский, Известия, 9.06.2000
Чудо, Лев Додин, Независимая газета, 1.06.2000
Он пришел, Кама Гинкас, Новая газета, 1.06.2000
Последняя легенда Художественного театра, Марк Розовский, Культура, 25.05.2000
Призрак бродит по МХАТу. Призрак символизма, Елена Ямпольская, Новые известия, 12.01.2000
Один абсолютно театральный вечер, Алексей Чанцев, Театр, 2000
Николай Эрдман. Переписка с Ангелиной Степановой., С комментариями и предисловием Виталия Вульфа, 2000