Это я, Павел Ващилин

Анастасия Касумова, Time out, 23.05.2005
Выпускник Школы-студии МХАТ 1999 года Павел Ващилин играет в большинстве спектаклей режиссера МХТ Марины Брусникиной и мечтает читать со сцены стихи Ахматовой. Мы обсудили с ним литературные предпочтения Олега Табакова и поговорили о том, как хорошо, придя в театр, задуматься о жизни и немножко поплакать.

В МХТ вас взяли сразу после выпуска или пришлось пробоваться сначала в другие театры?

Нас взяли в МХТ прямо с курса, и не только меня — целую группу студентов. В качестве представления нас попросили показать какую-нибудь работу. Марина Брусникина — она была у нас педагогом по речи — предложила почитать наши студенческие отрывки. Всем понравилось, и из этого потом возник даже цикл «Мхатовские вечера». Когда же эти «вечера» превратились в спектакли? Когда Олег Павлович Табаков предложил Брусникиной поставить «Пролетного гуся» Астафьева. Олег Павлович читает просто невероятно много. Он буквально купается в современном материале и находит там много интересного. И Брусникиной эти вещи тоже нравятся. Так они совпали по поводу «Сонечки» Улицкой. И роман «Солнце сияло» Курчаткина тоже Табаков предложил. 

Как можно назвать театральное направление, в котором вы работаете в спектаклях Брусникиной?

Это обычный драматический театр, Только не пьеса, а что-то вроде инсценировки романа. Например. я могу сыграть эпизод, где Я беру чашку, пью и выхожу из комнаты. А могу, стоя на сцене, рассказать: «А потом я взял чашку, выпил и вышел из комнаты». В какой-то момент герой — это ты, а в какой-то момент ты становишься просто актером, который смотрит на героя и описывает его со стороны.

Какой театр вам больше нравится — тот, в котором задействованы вы, или тот, что идет на большой сцене МХТ?

Разный. Театр — он ведь многогранный: должны быть и веселые спектакли, и трагические, и совершенно сумасшедшие по форме и содержанию. Чтобы можно было выбирать. Сегодня я пришел, посмеялся, потом пошел — загрузился, подумал о какие-то философских вещах, пришел сюда — поплакал, в другое место — подумал о жизни. Театр должен быть разным и иметь разные адреса попадания. Мне интересно работать с Брусникиной, но еще хочется играть в спектаклях Серебренникова, Чернякова, Бутусова, Женовача?

А сыграть Шекспира?

С удовольствием. Мне ближе и интереснее трагифарс, я же выпускался из Школы-студии как гротесковый, острохарактерный актер. (Смеется). У меня всегда отрицательные персонажи очень обаятельными получаются. Из классических пьес еще Островского бы сыграл. Гоголя какие-нибудь рассказы — это из прозы. А вот что касается поэзии, то всегда хотелось Ахматову почитать.

Что, прямо так — «Сжала руки под темной вуалью?»?

(Смеется.) Не лирику, конечно. Но вот «Поэма без героя» — совсем неженский материал. Просто обычно женщинам почему-то дают читать мужских авторов, а мужчинам женских — нет.

Обидно?

Конечно, обидно.
2000
На душе — праздник, М. Демидова, Красное знамя, 4.11.2000
Интервью с легким человеком, Сергей Вовин, Электронная газета Yтро, 22.08.2000
Душа и сердце Вячеслава Невинного, Юлия Гусейнова, Ежедневные новости (г. Владивосток), 11.07.2000
Новая власть в Камергерском, Наталия Каминская, Культура, 15.06.2000
Лицедей, Анатолий Смелянский, Известия, 9.06.2000
Чудо, Лев Додин, Независимая газета, 1.06.2000
Он пришел, Кама Гинкас, Новая газета, 1.06.2000
Последняя легенда Художественного театра, Марк Розовский, Культура, 25.05.2000
Призрак бродит по МХАТу. Призрак символизма, Елена Ямпольская, Новые известия, 12.01.2000
Один абсолютно театральный вечер, Алексей Чанцев, Театр, 2000
Николай Эрдман. Переписка с Ангелиной Степановой., С комментариями и предисловием Виталия Вульфа, 2000