Марина Брусникина: Молодые гораздо интереснее «звезд»

Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 18.01.2006
Еще совсем недавно Марина Брусникина была только актрисой и педагогом по сценической речи, а сегодня является одним из самых интересных и самобытных режиссеров. В эти дни у нее выходят сразу две премьеры: «Случай» по пьесе Гольдони «Забавный случай» в «Сатириконе» и «Река с быстрым течением» по рассказам Владимира Маканина в МХТ им. Чехова.

«Ноу-хау Брусникиной», «особый жанр», «литературный театр», «вообще не театр». Как только не называли ее постановки с молодыми актерами МХТ, Пушкинского театра и «Сатирикона»! «Технология» ее театра вроде бы ясна — хорошая литература, разбитая на голоса (полифония слова), плюс музыкальные интермедии, спетые а капелла (полифония как таковая), плюс абсолютное чувство ансамбля.

 — Проза Астафьева, Улицкой, страшный дневник Рубена Гальего — и вдруг в этом ряду появляется классическая комедия Гольдони. Вам захотелось поставить что-то традиционное?

 — В работе для меня нет разницы между Астафьевым и Гольдони. В прозе точно так же надо распределить роли, разве что разбить монолог на реплики. Может, когда-нибудь напишу методичку, как ставить прозу.

 — Часто в театральную педагогику идут вынужденно. А вы?

 — Все происходит помимо меня. Еще на втором курсе мой любимый педагог по речи Анна Николаевна Петрова сказала мне: «А ты будешь преподавать». Из всех моих сегодняшних ипостасей педагогика — самая спокойная. Здесь у меня нет комплексов. Мне нравится, что дело вообще не во мне, а в том, как я помогу раскрыться другому человеку.

 — А собственно актерская судьба вас радует?

 — Я вдруг увлеклась театром в старших классах. Как раз тогда много ставил Эфрос. И я решила пойти на театроведческий. А я девушка по жизни робкая, семья у меня не театральная? В общем, об актерском факультете и думать не смела, а читала кучу книг по истории театра. И вдруг передумала: а почему это кто-то будет играть, а я ведать?! Поступила легко. Складывалась неплохая актерская судьба. Но разве есть актрисы, которые полностью ею довольны? Сейчас, если судьба предлагает мне какую-то роль, я использую ее как передышку. Режиссура гораздо ответственнее. Меня просто убивает это чувство ответственности, когда все замыкается на тебе, и ты во всем виновата.

 — Сын ходит на ваши спектакли?

 — Когда подрос, стал ходить, водить друзей. Хотя до этого долгое время полностью игнорировал театр. Но когда пришел, заявил: о-о-о, интересно, прямо не театр! Почему-то эту фразу как похвалу часто слышишь от молодежи.

 — Как это он не любит театр, родившись в семье актеров?

 — Родители бросали его все детство, и однажды он заявил, что театр взорвет.

 — Скажите, а студенты как-то меняются с поколениями?

 — Нынешнее — очень одаренное. Ребята более открытые, легкие. Менее закомплексованные. Над нами довлело так называемое воспитание — что-то вроде шор. А эти — не наглее, а именно свободнее, рискованнее. И возможностей больше, но и конкуренция сильнее.

 — И часто приходится выбирать между заработками в сериалах и театром? Реально ли это совмещать?

 — В наше время все равно перетягивает заработок. В конце концов, в театр можно вернуться. Не в этот, так в другой.

 — Петр Наумович Фоменко, например, волосы рвет, видя, какими возвращаются его артисты после съемок.

 — Ничего не поделаешь: сериалы тоже профессия. Не могу я судить людей. Я скорее буду приспосабливаться.

 — Когда вы ставили «Черное на белом» Гальего, не было ли обидно, что своим успехом этот спектакль обязан в первую очередь самому материалу — пронзительному и страшному человеческому документу?

 — Я же ставила эту книгу не для того, чтобы поразить мир своим дарованием. Смысл нашей профессии не в этом. Если хоть кто-то воспримет эту боль — — значит, надо делать. И как можно меньше заниматься самовыявлением. Месяца два мы просто проревели вместе. «Черное на белом» — единственный спектакль, за которым я не слежу, не могу. В Питере на гастролях пришлось, и я сидела и думала: Господи, зачем же я устроила такой садизм?

 — А что актеры?

 — Они любят этот спектакль, и действительно, его невозможно не любить. Самое поразительное, что он до сих пор идет при аншлагах.

 — И до сих пор продолжается благотворительная акция?

 — Да, стоит ящик, люди кладут туда деньги, а мы периодически созваниваемся с определенным домом инвалидов и покупаем им, что нужно. Привозим на наши спектакли тех, кого можно привезти. Одной девушке из этого дома помогаем сейчас издать ее поэтический сборник. 

 — Ваши спектакли все хвалят за ансамблевость. Но в любой команде выявляется свой лидер, комик, чудак, первая красавица? Как удается сладить с борьбой индивидуальностей?

 — Это сложно. Например, кто-то говорит: «Я это уже играл, мне неинтересно» — а ты вынуждена учитывать все интересы. Иногда побеждаешь ты, иногда другой, а иногда мы расстаемся. Остается костяк, у которого превалирует ощущение общего дела.

 — Вы все время ставите с молодыми. Не было ли у вас желания сделать спектакль со знаменитостями?

 — Молодые мне гораздо интереснее «звезд». Вот сейчас у меня в МХТ репетируют знаменитости — Андрей Ильин, Игорь Золотовицкий и Дмитрий Брусникин, мой муж. Они все время где-то снимаются, чудовищно медленно учат текст, потому что им некогда. Просто катастрофа какая-то.
2000
На душе — праздник, М. Демидова, Красное знамя, 4.11.2000
Интервью с легким человеком, Сергей Вовин, Электронная газета Yтро, 22.08.2000
Душа и сердце Вячеслава Невинного, Юлия Гусейнова, Ежедневные новости (г. Владивосток), 11.07.2000
Новая власть в Камергерском, Наталия Каминская, Культура, 15.06.2000
Лицедей, Анатолий Смелянский, Известия, 9.06.2000
Чудо, Лев Додин, Независимая газета, 1.06.2000
Он пришел, Кама Гинкас, Новая газета, 1.06.2000
Последняя легенда Художественного театра, Марк Розовский, Культура, 25.05.2000
Призрак бродит по МХАТу. Призрак символизма, Елена Ямпольская, Новые известия, 12.01.2000
Один абсолютно театральный вечер, Алексей Чанцев, Театр, 2000
Николай Эрдман. Переписка с Ангелиной Степановой., С комментариями и предисловием Виталия Вульфа, 2000