По морозу босиком

Артур Соломонов, Известия, 19.01.2006
На Малой сцене МХТ имени Чехова состоялась премьера по повести Валентина Распутина «Живи и помни» в постановке Владимира Петрова. Автор повести пришел на премьеру, и в финале зрители стоя устроили ему овацию. 

«Живи и помни» — спектакль тихий и не пафосный. В МХТ словно вспоминают историю, которая случилась в Сибири в последний год войны: солдат дезертировал, окольными путями добрался до своей деревни и жил, скрываясь ото всех. Его нашла жена, и начались их тайные встречи и презрение односельчан — от кого же ты, баба, забеременела? И - гибель главной героини.

В спектакле, как и в повести Распутина, нет правых и виноватых: есть мужчина, который не выдержал разлуки с семьей и дезертировал, и женщина, что любит своего мужа, какая бы провинность перед государством ни лежала на нем.

Сцена почти пуста, приметы быта сибирской деревни стерты. И хоть актеры (Янина Колесниченко, Сергей Сосновский) пользуются особым говорком, одеты бедно, здесь не сделан акцент на том, что проза Распутина — «деревенская».

В центре установлен большой подвижный прозрачный куб, который символизирует и дом, и баню, является и любовным ложем, и местом уединения Андрея (Дмитрий Куличков) и Настены (Дарья Мороз). Стены куба похожи на заиндевевшие стекла: когда Андрей смотрит сквозь них, и слышно, как вдалеке воет студеный ветер, становится почти физически ощутимо, как отъединен он от людей, одинок, как затравленный зверь. Его первая реакция на появление Насти — радость, страх и стыд за содеянное. И сразу — зверская угроза убить жену, если она проговорится, что видела его. Настя же ошалело и нежно смотрит на мужа, и, когда он чихает, она восторженно-робко желает: «Будь здоров». А после — много встреч, долгое и трудное знакомство с человеком, с которым она прожила много лет. И Андрею тоже предстоит по-настоящему узнать Настю.

В другом спектакле МХТ, «Возвращение», уже показывали, как война ломает отношения между людьми, как близкие порой становятся врагами и какой долгий путь приходится преодолеть мужчине и женщине, прежде чем они по-настоящему встретятся. «Возвращение» и «Живи и помни» можно воспринимать как двухчастный спектакль, объединенный не только тематически, но и стилистически: актерские работы становятся доминантой спектакля, режиссура сводится к тому, чтобы бережно донести до зрителя смысл текста. И даже если в некоторых сценах взята фальшивая нота, какой-то образ кажется натянутым или бессмысленным, это окупается очень человечной интонацией спектаклей.

В галерее последних московских постановок о войне — «Возвращение», «А зори здесь тихие» в РАМТе, «Голая пионерка» в «Современнике» последний спектакль МХТ — тихое поминовение женщины (а с ней и многих других), которая не воевала, но стала жертвой войны. Настя, затравленная односельчанами, оскорбленная мужем, погибла в Ангаре. Когда на нее, стоящую в глубине сцены, медленно наплывает снизу черный холст, она не сопротивляется — это избавление. 

В финале на поклоны вышел Валентин Распутин: «Это мы с Дарьей устроили вам морозы». Ведь повесть «Живи и помни» начинается с крещенских морозов, а фамилия у актрисы, что играла роль Насти, соответствует морозам, которые как раз к премьере установились в Москве.
2000
На душе — праздник, М. Демидова, Красное знамя, 4.11.2000
Интервью с легким человеком, Сергей Вовин, Электронная газета Yтро, 22.08.2000
Душа и сердце Вячеслава Невинного, Юлия Гусейнова, Ежедневные новости (г. Владивосток), 11.07.2000
Новая власть в Камергерском, Наталия Каминская, Культура, 15.06.2000
Лицедей, Анатолий Смелянский, Известия, 9.06.2000
Чудо, Лев Додин, Независимая газета, 1.06.2000
Он пришел, Кама Гинкас, Новая газета, 1.06.2000
Последняя легенда Художественного театра, Марк Розовский, Культура, 25.05.2000
Призрак бродит по МХАТу. Призрак символизма, Елена Ямпольская, Новые известия, 12.01.2000
Один абсолютно театральный вечер, Алексей Чанцев, Театр, 2000
Николай Эрдман. Переписка с Ангелиной Степановой., С комментариями и предисловием Виталия Вульфа, 2000