Валентин Распутин: Это у меня лучшая Настена

Павел Басинский, Российская газета, 19.01.2006
Действие спектакля по повести Валентина Распутина разворачивается в годы Великой Отечественной войны в сибирской деревне.

В основе сюжета — история любви двух жителей, дезертира Андрея Гуськова и его жены Насти. В спектакле задействовано всего 4 актера: приглашенный из Саратова в Москву народный артист России Сергей Сосновский, Дарья Мороз, Янина Колесниченко и Дмитрий Куличков. Режиссер спектакля — Владимир Петров. На премьере присутствовал и сам автор знаменитой повести, приехавший из Иркутска. Своими впечатлениями он поделился с корреспондентом «РГ».

Валентин Распутин: Хороший спектакль! Хотя премьера состоялась не на Большой, а на Малой сцене, и текст повести был сильно сокращен. Но я доволен результатом. Режиссер взял из повести самое главное: отношения главного героя, Андрея Гуськова, и его жены Настены. Сегодня театры стараются избегать психологии, почти нет психологического театра. А здесь получилось психологически глубоко и достоверно.

Российская газета: Это не столько история войны, сколько история любви.

Распутин: Это история прощения. Любви и прощения. 

РГ: Тем не менее постановка вышла достаточно экспериментальная. Минимум декораций. Вместо сцены деревянная платформа, на ней ледяной куб, в котором живет герой и который тает по ходу действия. Режиссер Владимир Петров сказал, что он сделал нечто близкое к античной трагедии, где быт отсутствует. Как вам, писателю-реалисту, показался этот эксперимент?

Распутин: Это получилось естественно. Внешняя простота выручает сцену и актеров. Тут и не нужны были пышные декорации. Этот куб — ниша, в котором скрывается главный герой, а его изменения — это изменения его психологического состояния. 

РГ: Тридцать лет назад МХАТ уже ставил «Живи и помни». Вроде бы Настену тогда играла Татьяна Доронина…

Распутин: Доронина никогда не играла Настену! Это неверная информация, которая почему-то прошла в СМИ. 

РГ: Какой из двух спектаклей вам больше по душе?

Распутин: Они разные. Та постановка широкоформатная. И тогда у нас был сильный театр, который пребывал в естественном культурном положении. Сегодня театр —это сплошной эксперимент. И вот в период этого перехода от театра классического в область экспериментов новая постановка «Живи и помни» мне кажется удачной и своевременной.

РГ: Роль Настены исполнила молодая актриса Дарья Мороз. Вы приняли ее в этой роли?

Распутин: Мне очень нравится ее игра. Замечательная актриса, у нее, я уверен, большое будущее. Она уже снималась в кино и играла в театре другие роли, но я почему-то думаю, что Настена — это ее лучшая роль. И это самая сложная роль в спектакле. Самая тяжелая. Она прекрасно с ней справилась. Полная самоотдача и перевоплощение. Были разные постановки и разные актрисы играли эту роль, но лучшей Настены у меня еще не было.

РГ: Как, по вашему впечатлению, реагировал зал?

Распутин: Приняли хорошо, долго аплодировали. Но для меня даже не это главное. Главное — это тишина, которая царила в зале во время спектакля. Почти не перебивали аплодисментами. Это было глубокое внимание к тому, что происходит на сцене, которое не хотелось ничем нарушать.

РГ: Что нам ждать от вас в ближайшее время? Что вы пишете? Будут ли новые публикации?

Распутин: Я не люблю говорить об этом. Что ждать? Что получится. Пишу новые рассказы.

РГ: Они будут о деревне?

Распутин: Нет, больше о городе.
2000
На душе — праздник, М. Демидова, Красное знамя, 4.11.2000
Интервью с легким человеком, Сергей Вовин, Электронная газета Yтро, 22.08.2000
Душа и сердце Вячеслава Невинного, Юлия Гусейнова, Ежедневные новости (г. Владивосток), 11.07.2000
Новая власть в Камергерском, Наталия Каминская, Культура, 15.06.2000
Лицедей, Анатолий Смелянский, Известия, 9.06.2000
Чудо, Лев Додин, Независимая газета, 1.06.2000
Он пришел, Кама Гинкас, Новая газета, 1.06.2000
Последняя легенда Художественного театра, Марк Розовский, Культура, 25.05.2000
Призрак бродит по МХАТу. Призрак символизма, Елена Ямпольская, Новые известия, 12.01.2000
Один абсолютно театральный вечер, Алексей Чанцев, Театр, 2000
Николай Эрдман. Переписка с Ангелиной Степановой., С комментариями и предисловием Виталия Вульфа, 2000