В Москву, в Москву!

Юлия Кантор, Известия, 15.05.2002
Сперва в Художественный театр пришел артист Театра Моссовета Андрей Ильин. Предложение сделали и Домогарову — но он отказался. Затем в труппу был принят ведущий артист Саратовского академического театра драмы Владимир Краснов, друг Олега Табакова по пионерскому драмкружку. Борис Плотников пришел во МХАТ из Центрального академического театра армии, Валерий Хлевинский — из «Современника». Переезжает в Москву и Петр Семак, один из ведущих артистов Льва Додина. Во МХАТ могут перейти и актеры питерского театра Ленсовета Михаил Пореченков и Константин Хабенский. Олег Табаков формирует труппу.

Сегодняшний художественный руководитель должен быть хорошим менеджером. Более того: ему нужно уметь дружить и с распоряжающимся выделенными на культуру деньгами начальством, и со спонсорами. Табаков это умеет и деньги у него есть — к тому же каждого из приглашенных ему удалось заинтересовать ролями.

Петр Семак репетирует в «Табакерке», Валерий Хлевинский скорее всего будет играть в «Горячем сердце». Борис Плотников играет в «Кабале», а Константин Хабенский и Михаил Пореченков — во мхатовской «Утиной охоте». В прошлом сезоне мхатовским артистом стал и «доктор Угол»: Игорь Угольников дебютировал на сцене Художественного театра в «Девушках битлов», а потом его взяли в штат, и он будет играть в спектакле «Гамлет в остром соусе».

Нечто подобное происходило в Художественном театре и в давно прошедшие времена, когда его возглавил Олег Ефремов. Он пришел сюда и увидел, что труппа слаба: мхатовские старики были изумительны, зато не было хороших артистов среднего поколения. В советскую пору статус артиста МХАТа значил очень многое, и мало-помалу театр стал блатным местом. В его труппу брали не столько по таланту, сколько по родству (выпускнику Школы-студии МХАТ Ефремову в ней места не нашлось). Когда Ефремова позвали на царство, театр был переполнен посредственностями.

И Ефремов начал приглашать в него хороших актеров. Смоктуновский, Калягин, Лаврова, Евстигнеев — он собрал лучшую в Москве труппу и (на какое-то время) сделал хороший театр. Штат был перегружен, и тогда Ефремов решился на раздел МХАТа. А потом сюда пришел Олег Табаков и увидел, что «старики» хороши, а среднее поколение не совсем удовлетворительно, и начал собирать новых актеров… На этом сходство заканчивается: Ефремов пытался выстроить театр вокруг идеи, Табаков создает его как крепкое предприятие. 

Судьба театра равна судьбе возглавляющего его человека; МХАТ начал разрушаться, когда Ефремов внутренне сдал, а это было связано с тем, что конец минувшего века оказался жесток к общественным и театральным идеалам. Для Табакова важна не идея, а дело, причем успешное — время проверит на крепость и такую модель театра.

Петр Семак: В Москве больше солнца

Звезда петербургского Малого драматического театра учился и сформировался как артист у Льва Додина И долгие годы живет в состоянии хронической «недоигранности». В обновляющемся МХАТе Семаку даны несколько ролей (в «Чайке», «Амадее», «Отрубленных головах» и «Горячем сердце») и обязанность завоевывать «место под солнцем».

- Уйти от Додина — решение смелое…

 — Решение трудное. Видите ли, работая в нашем театре, практически невозможно вырваться куда-то — вне зависимости от того, насколько ты занят в репертуаре. Ни в другой театр, ни в кино: здесь это, мягко говоря, не приветствуется. Сейчас я ушел из штата МДТ и работаю по контракту, я занят в шести спектаклях. Просто очень трудно годами ждать новой роли. И ее не получать. В этом театре я «родился», вырос. Но вот сейчас чувствую: что-то сломалось здесь. И, поверьте, это не сиюминутное ощущение. 

- Вы же о своей «недоигранности» прямо сказали Льву Додину?

 — Сказал… Но жизнь идет, и ждать становится опасно. МДТ блестящий, яркий театр, театр замкнутый в самом себе. Может быть, отсюда и этот разлад. Мы стоим как бы особнячком, мы выделены из театрального мира: с одной стороны, это даже хорошо — такая исключительность. С другой…

- Не опасаетесь, что растворитесь в Москве?

 — Опасаюсь, конечно. Знаю эту способность столицы. Но мне интересно, мне хочется новых серьезных ролей в старом и обновляющемся легендарном театре. Но пока я буду говорить об этом осторожно. Еще только начинаются репетиции. Нам еще предстоит друг к другу привыкать… Знаете, чем Москва отличается от Питера? В Москве больше солнца.

Олег Табаков:

 — Петр Семак мне интересен, он яркий артист. Я предложил ему роли, которых он был лишен в МДТ. Мне кажется, он удачно соединится со мхатовскими актерами. В «Амадее» я предложил ему роль Императора. Меня интересует не император-царедворец, а император-солдат, и уверен, что у Семака получится. Думаю, что и во мхатовской «Чайке» Семак будет органичен. Предложу ему роль и в «Табакерке» в спектакле «От четверга до четверга». В нем есть комедийное начало, я это вижу, и его нужно раскрыть, чего не происходило в МДТ. В общем, надеюсь, будет интересно.
2000
На душе — праздник, М. Демидова, Красное знамя, 4.11.2000
Интервью с легким человеком, Сергей Вовин, Электронная газета Yтро, 22.08.2000
Душа и сердце Вячеслава Невинного, Юлия Гусейнова, Ежедневные новости (г. Владивосток), 11.07.2000
Новая власть в Камергерском, Наталия Каминская, Культура, 15.06.2000
Лицедей, Анатолий Смелянский, Известия, 9.06.2000
Чудо, Лев Додин, Независимая газета, 1.06.2000
Он пришел, Кама Гинкас, Новая газета, 1.06.2000
Последняя легенда Художественного театра, Марк Розовский, Культура, 25.05.2000
Призрак бродит по МХАТу. Призрак символизма, Елена Ямпольская, Новые известия, 12.01.2000
Один абсолютно театральный вечер, Алексей Чанцев, Театр, 2000
Николай Эрдман. Переписка с Ангелиной Степановой., С комментариями и предисловием Виталия Вульфа, 2000