Михаил Трухин: Во мне сидят Скорпион, мент и Гамлет.

Любовь Лебедина, Труд, 12.07.2006
Когда-то они были как три мушкетера — Константин Хабенский, Михаил Пореченков, Михаил Трухин. Вместе учились, вместе работали в театре Ленсовета, снимались в популярных телесериалах: «Улицы разбитых фонарей», «Убойная сила»… Потом Олег Табаков пригласил Хабенского и Пореченкова в МХТ, а их друг остался в Питере. Но, оказалось, разлучились они ненадолго. И сегодня Трухин играет Гамлета в том же Художественном театре.

- Михаил, что вы почувствовали, когда вас пригласили на такую роль и в такой театр?

 — Это случилось минувшей зимой, я снимался в Подмосковье. Был жуткий холод. После окончания съемок мы сидели в трейлере, ждали машину, пили водку, чтобы как-то согреться. У меня зазвонил мобильник и я услышал: «Художественный театр предлагает вам сыграть Гамлета». Я настолько растерялся, что… попросил перезвонить. Через 15 минут звонок повторился. Тут я уже собрался, сказал, что согласен, но встать со стула не мог — ноги от волнения отказывали. Потом позвонил Юра Бутусов (режиссер «Гамлета») и подтвердил, что это не розыгрыш.

- То, что Хабенский и Пореченков тоже должны были играть в «Гамлете», как-то повлияло на ваше решение?

 — Конечно, ведь они — главные мои партнеры (Клавдий и Полоний), с ними мне не так страшно было входить в новый коллектив. Но я бы согласился в любом случае, поскольку Гамлет — мечта каждого актера. К тому же есть печальный опыт. Пять лет назад я не решился играть князя Мышкина в спектакле все того же Юрия Бутусова «Идиот» и тем самым надолго испортил с ним отношения. 

- Вы никогда не жалели, что ушли из театра Ленсовета, где так успешно начинали?

 — Я не сам ушел, меня уволили.

- За нарушение трудовой дисциплины?

 — Что-то вроде этого. Я сделал очень сложную операцию на глаза, заранее предупредив об этом руководство театра. А когда вышел из больницы, то обнаружил, что в репертуаре дважды подряд стоит мой спектакль «В ожидании Годо», требовавший большого физического напряжения, что было мне после операции категорически противопоказано, и я отказался играть. Дирекция посчитала это капризом, и со мной распрощались. В общем, банальная история. 

- И после этой банальной истории вы оказались в актерском простое?

 — В театре, да. Правда, у меня были небольшие киноработы: в «Детях Арбата», «Гибели империи», «Ленинграде», но мне хотелось большего.

- Переживали, нервничали?

 — Как любой артист, когда у него нет серьезных ролей и ему кажется, что его все забыли. Уж слишком у нас зависимая профессия. ..

- Некоторые даже считают, что эта профессия не мужская.

 — Почему? Очень даже мужская — она для выносливых и терпеливых людей. Например, во время показа «Гамлета» мы меняем по три рубашки — они мокрые от пота. А в спектакле «Сторож» по пьесе Гарольда Пинтера я только на 153-м представлении поймал себя на мысли, что наконец-то сыграл хорошо.

- Вы случаем, не самоед?

 — Есть немного, так как по знаку зодиака я Скорпион, а уж он-то больше всех мучает себя.

- И семью тоже мучаете?

 — Я бы не хотел говорить о семье, поскольку это очень личное.

- Многие считают, что актеры гонят откровенную халтуру, снимаясь в бесконечных телесериалах…

 — Я так не считаю, потому что если артист будет халтурить, то его больше не позовут сниматься. Более того, именно артисты часто вытягивают сериалы своими импровизациями, пытаясь как-то улучшить слабый драматургический материал. Что же касается того, что одни и те же сериалы бесконечно крутят по всем каналам, то ведь артисты к этому никакого отношения не имеют, а деньги на этом зарабатывает кто-то другой.

- Но ведь вам приходится сниматься и ради денег?

 — Великая Фаина Раневская как-то сказала, что кино — искусство плебейское. В кино всегда зарабатывали деньги, в отличие от театра.

- В вашей творческой биографии были такие кинорежиссеры, с которыми хотелось бы встретиться еще?

 — Пока таких «романов» у меня не было. Правда, однажды мы с Костей Хабенским пробежали на заднем плане в фильме Алексея Германа «Хрусталев, машину!», репетируя этот крохотный эпизод пять дней. Но больше судьба не предоставила мне шанс встретиться с мастером подобного уровня. Сейчас большинство кинорежиссеров стремятся к результату, игнорируя процесс творчества, — вот и получаются фильмы-скороспелки. То же самое происходит и в антрепризе. Собрались актеры на две недели, порепетировали, текст выучили — и рванули собирать по стране «капусту». Я понимаю, что деньги всем нужны, особенно в Москве, но ведь и об актерском будущем тоже надо думать, а это во многом дает репертуарный театр, тот же МХТ, где меня очень хорошо встретили, предоставили жилье. И вообще атмосфера здесь что надо.

- Ваши друзья переехали в столицу раньше вас, вы им завидовали?

 — Мы дружим со студенческой скамьи, вместе учились у замечательного педагога Вениамина Фильштинского. Их переезд в Москву был закономерен, они не боялись двигаться вперед, а я поосторожничал, отказавшись от «Идиота» и таким образом на время перекрыл себе кислород. Но ведь на ошибках учатся…

- Вы теперь тоже московский житель. Что-то вас еще связывает с родным городом?

 — Я не московский житель. Но уже и не совсем питерский. Я житель «Красной стрелы». (Смеется.) А с Питером меня по-прежнему многое связывает. Это, в первую очередь, трехгодичный контракт с телесериалом «Улицы разбитых фонарей», который я должен выполнить, несмотря на то, что на девять месяцев прерывался из-за репетиций «Гамлета». Во-вторых, человеческие обязательства перед театром «На Литейном». Не могу же я покинуть замечательного актера Сеню Фурмана, с которым мы уже 6 лет играем в упоминавшемся «Стороже».

- Наверное, Москва оглушила вас после спокойного Петербурга?
 — Да, здесь все другое: архитектура, воздух… Люди, которые никогда не смотрят в глаза.

- Это вы заметили в метро?

 — Нет, в метро я уже более десяти лет не спускаюсь — езжу на машине. Так, по крайней мере, можно, не отвлекаясь, думать о своем и даже учить роль. С возрастом-то на любую мелочь обращаешь внимание. ..

- Коль зашел разговор о возрасте, то скажите, сколько вам лет?

 — 34 года. Возраст Христа я уже перешагнул.

- Вы верующий человек?

 — Да. Но поскольку мы в большинстве своем эгоисты, то к вере обращаемся в самые трудные периоды своей жизни, когда нам очень плохо, например, когда болеют родные или кто-то умирает из близких людей. Так смерть нашего друга Андрея Краско сильно оглушила нас, мы так и не можем прийти в себя, все это кажется неправдой. Остается одно утешение, что там, на небесах, ему будет легче, чем на земле. Ведь Андрюше пришлось пережить немало трудностей, и подчас жизнь к нему была слишком сурова и несправедлива. При этом он всегда старался помочь каждому из нас и никогда не жаловался на свою судьбу. По-моему, такие мужики должны обязательно попадать в рай. А что касается веры, то это, конечно, дело интимное. И когда она живет в душе, то людям есть на что опереться. Именно в вере они черпают силы для жизни. Возьмите нашу классическую литературу, она вся пропитана христианскими мотивами, и поэтому от нее исходит великая мудрость.

- Что вы сейчас читаете?

 — Повесть «Жажда» молодого, но уже известного писателя Андрея Геласимова. Очень люблю Гоголя, Сергея Довлатова. Поверите ли, с первого по седьмой класс я вообще не выходил во двор гулять — запоем читал книги. Их было много в библиотеке моей бабушки, которая занималась моим воспитанием. Именно благодаря книгам я с 15 лет «заболел» театром и после школы в течение трех лет упорно поступал в театральный институт.

- А помимо чтения у вас есть еще какое-то любимое занятие?

 — Дайвинг. Уже пятый год занимаюсь нырянием на большую глубину. Спустишься на 40 метров под воду, а там — никаких людей, разговоров — только тишина. В этом году ездил в Доминиканскую республику, где есть подводные пещеры, и когда плывешь в акваланге и с фонариком среди трехметровых сталактитов, то дух захватывает от красоты.

- Вы любите наслаждаться красотой в одиночестве?

 — Наверное. Чтобы по-настоящему оценить красоту, надо в нее проникнуть.

- А что вы цените в людях?

 — Талант. Если человек талантлив, то я готов ему многое простить. Ведь талант дается от Бога!


2000
На душе — праздник, М. Демидова, Красное знамя, 4.11.2000
Интервью с легким человеком, Сергей Вовин, Электронная газета Yтро, 22.08.2000
Душа и сердце Вячеслава Невинного, Юлия Гусейнова, Ежедневные новости (г. Владивосток), 11.07.2000
Новая власть в Камергерском, Наталия Каминская, Культура, 15.06.2000
Лицедей, Анатолий Смелянский, Известия, 9.06.2000
Чудо, Лев Додин, Независимая газета, 1.06.2000
Он пришел, Кама Гинкас, Новая газета, 1.06.2000
Последняя легенда Художественного театра, Марк Розовский, Культура, 25.05.2000
Призрак бродит по МХАТу. Призрак символизма, Елена Ямпольская, Новые известия, 12.01.2000
Один абсолютно театральный вечер, Алексей Чанцев, Театр, 2000
Николай Эрдман. Переписка с Ангелиной Степановой., С комментариями и предисловием Виталия Вульфа, 2000