Дмитрий Дюжев: «Сделай так, чтобы люди тебя ждали».

Катерина Антонова, Театрал, 10.2006
Пьеса «Примадонны» К. Людвига, которого москвичи знают по аншлаговому спектаклю Театра им. А. С. Пушкина «Одолжите тенора» в постановке Е. Писарева, — это история о двух актерах, которые переодеваются женщинами с тем, чтобы получить большое наследство. Кроме того, естественно, в «комедии с переодеваниями» есть любовная история. Осталось дождаться премьеры и посмотреть на дебют на сцене Художественного театра Дмитрия Дюжева — актера, известного всей стране по сериалу «Бригада».


 — Мой приход в Художественный театр произошел случайно, хотя с детства туда стремился. Женя Писарев, режиссер спектакля «Примадонны», в котором я дебютирую в МХТ, предложил сделать эту пьесу, и я согласился. Там наши персонажи должны играть женщин настолько правдоподобно, чтобы никто не сомневался, что они женщины, а не мужчины. То есть — они могут быть не теми женщинами, за которых себя выдают, но что они женщины — в этом никто из героев пьесы не должен сомневаться.

- То есть это будет вариация на тему «Тетки Чарлея»?

 — Да. Женя — очень талантливый режиссер с большим опытом, и когда он мне предложил вместе работать, я был очень рад. А уж когда Табаков предложил прийти в труппу, я с огромным удовольствием согласился, хотя три года до этого жил сам по себе.

- А это было комфортное состояние для столь занятого артиста, как вы?

 — Нет.

- Почему?

 — Со мной многие не согласны, кто плотно работает в кино, потому что, когда ты в театре, уже не можешь сорваться и в один момент поехать на съемки. Но мне очень хотелось, чтобы у меня было свое место, свой театральный дом. Наверное, будут некие сложности, связанные с тем, что надо согласовывать с репертуарной конторой каждый свой шаг. Но, думаю, все хорошо будет.

- А вы хотите в этом театре работать долго?

 — Во-первых, я шел в МХТ, конечно, но прежде всего к Олегу Павловичу Табакову, к конкретному художественному руководителю, с ним я о чем-то договорился, с ним мне удобно работать. Он и сам говорит: «Через какое-то время я уйду, кто придет после меня — неизвестно, как он будет вести театр — неизвестно, так что придется снова решать». А ведь уже понятно, что важно — с кем делать, а не что делать. Поэтому я не могу давать зарок, что я здесь проработаю 30 лет. С другой стороны, МХТ — это история. Поэтому в идеале мне бы хотелось работать здесь лет через 30, хотя я не знаю, сколько мне суждено прожить. Но хотелось бы иметь причастие к истории, к ее сохранению и соучаствовать как-то в ее продолжении. 

- Связано ли ваше решение прийти в труппу МХТ с тем, что сейчас популярность ваша очень велика и это дает вам возможность не «светиться» в кино постоянно?

 — Именно. У меня сейчас полгода уже не было съемок, и пока я не вижу хороших предложений. И я понял для себя, что сейчас самое время продолжать работать артистом, потому что театр — это то место, где артист может расти.

- А вы нормально относитесь к тому, что уровень популярности и вашей актерской востребованности могут быть совершенно разными в разное время?

 — Да, я к этому готов, как и к тому, что после «Бригады», например, посыпались валом предложения играть персонажей, похожих на Космоса. Но мне, к счастью, везет на разный материал. Вот «Остров», например, последний фильм, в котором я снялся. Мне просто повезло играть в этой монастырской истории. Это и погружение, и другой мир, и абсолютно другие люди, иные отношения. Там разные вопросы были: снимать историю монастыря и в нем — людей или снимать историю людей на фоне монастыря? Очень интересная работа была. Насколько они могут быть эмоциональными, эти люди, находясь все время в молитве, в таком труде…

- Кстати, вы очень легко идете на публичные разговоры о вере. Вас это не смущает, да?

 — Нет. И ничего странного я в этом не вижу. Вот если бы мне было стыдно про это говорить, это было бы странно. Если бы я перед людьми стеснялся говорить о Боге, то грош мне цена как христианину. Наоборот, я, может быть, кому-то правильную мысль подскажу, что необязательно быть человеком закрытым и отшельником, а можно находить удовольствие в жизни, не закрываться от нее и в тоже время быть христианином. Для меня самое важное, что если хоть один человек, зная меня как артиста, прочитает полезную для себя мысль и что-то произойдет в этом человеке, это будет самой лучшей для меня наградой. Наверное, так: когда мало с этим знаком, тогда все время боишься что-то сделать не так, а когда, как я, с детства с этим живешь, с верой, то уже нет страха какой-то догмат нарушить, хотя, конечно же, я грешу и каюсь потом. Хочется жить и быть настоящим и не играть никакой роли придуманного героя, хотя я и очень дорожу Космосом из «Бригады», потому что это реальная история реальных людей, у которых сила духа была огромная. Но я же понимаю, что как когда-то вышли «Три мушкетера», потом «Гардемарины», потом — «Бригада», так потом еще что-то выйдет, и новые герои появятся, а я буду на роли Боярского, например, или Смирницкого — через какое-то время. И это нормально. На самом деле я не имею права быть недовольным жизнью и, когда с утра я встаю с плохим настроением, ругаю себя. Потому что как можно быть недовольным, когда небо подарило тебе еще один день и новые возможности? Как можно в плохом настроении ехать на работу? Или ты не рад своей работе? Не о ней ли ты мечтал? Так перестань ныть и сделай так, чтобы люди тебя ждали и были рады тебе!
2000
На душе — праздник, М. Демидова, Красное знамя, 4.11.2000
Интервью с легким человеком, Сергей Вовин, Электронная газета Yтро, 22.08.2000
Душа и сердце Вячеслава Невинного, Юлия Гусейнова, Ежедневные новости (г. Владивосток), 11.07.2000
Новая власть в Камергерском, Наталия Каминская, Культура, 15.06.2000
Лицедей, Анатолий Смелянский, Известия, 9.06.2000
Чудо, Лев Додин, Независимая газета, 1.06.2000
Он пришел, Кама Гинкас, Новая газета, 1.06.2000
Последняя легенда Художественного театра, Марк Розовский, Культура, 25.05.2000
Призрак бродит по МХАТу. Призрак символизма, Елена Ямпольская, Новые известия, 12.01.2000
Один абсолютно театральный вечер, Алексей Чанцев, Театр, 2000
Николай Эрдман. Переписка с Ангелиной Степановой., С комментариями и предисловием Виталия Вульфа, 2000