Те, кто выжилАнна Гордеева, Время новостей, 24.10.2006 Балет в Художественном театре? Ну не балет но танец, но спектакль, в котором все необходимое выражается движением, а не словом? «Кармен», где в программке не указаны исполнители главных ролей, а лишь перечислен списком весь занятый в спектакле курс Романа Козака? Школа-студия МХТ выпустила нетривиальную премьеру.Это не просто «Кармен», это «Кармен. Этюды» но не призыв быть снисходительными к актерам-студентам, а декларация хореографа. Сигаловой не захотелось последовательно рассказывать историю цыганки и она выбрала несколько главных мотивов. Ее Кармен не исключение из правил, скорее «все женщины таковы». В спектакле заняты пять девушек, десять парней и все противостояния, объятия, насмешки будто отражаются в пяти зеркалах. У каждой героини два героя, она то стиснута между ними, то отрывается от обоих. Повторяющийся мотив спектакля мужчины держат женщин за руки, один за левую, другой за правую, и женщина то рвется вперед, будто стараясь прорвать грудью невидимый барьер, то отшвыривается ими назад. Еще Кармен Сигаловой это не история, а состояние: нет развития образа, есть заранее выданная победная ухмылка, способность скользить лицом по предплечью мужчины и мгновенно кидаться прочь. И еще о том, что страсть это борьба за захват пространства. Мужчины, по двое сидящие на скамьях лицом друг к другу, угрожающе надвигаются к сопернику и неохотно отстраняются. На несколько сантиметров дальше переставленная нога принципиально важное достижение. А у самой Кармен пальцы захватнически растопырены до судороги. И эта борьба бессмысленна именно сквозь пальцы все и утекает. Кроме того об азарте мужского мира: отлично поставленные драки. Осознанно картинные и все же совершенно живые. И наконец вдруг о юности. О том, что такой накал страстей может обернуться смертью, а может (и те, кто старше, те, кто выжил, это знают) откатиться, дать продышаться. Зеленые яблоки, что грызут героини в начале спектакля и в финале его, они ж не случайно зеленые. И когда один из героев, доведенный вечным ускользанием своей девушки из рук, все-таки шарахает ею об стенку и звучит та тема Бизе, под которую героиня обычно отправляется в мир иной, ничего подобного в этом спектакле не происходит. Приятели, подружки, однокурсники тащат рухнувшую девушку, хлопают по щекам, отпаивают водичкой и вот она уже сидит на скамеечке, ошеломленная, слегка раскоординированная, но живая. И под испанскую песенку начинаются какие-то тихие танцы какой-то уютный «медляк», как на присмиревшей дискотеке. Можно выжить, говорит Сигалова. Иногда это получается. На душе праздник, М. Демидова, Красное знамя, 4.11.2000 Анатолий Смелянский: У меня давно репутация серого кардинала, Эдуард Саркисов, Время MN, 29.09.2000 Интервью с легким человеком, Сергей Вовин, Электронная газета Yтро, 22.08.2000 Душа и сердце Вячеслава Невинного, Юлия Гусейнова, Ежедневные новости (г. Владивосток), 11.07.2000 Новая власть в Камергерском, Наталия Каминская, Культура, 15.06.2000 Лицедей, Анатолий Смелянский, Известия, 9.06.2000 Чудо, Лев Додин, Независимая газета, 1.06.2000 Он пришел, Кама Гинкас, Новая газета, 1.06.2000 Последняя легенда Художественного театра, Марк Розовский, Культура, 25.05.2000 Дамир Исмагилов: Еще десяток спектаклей и я пойму, что такое Большой театр, Большой театр, 27.04.2000 Призрак бродит по МХАТу. Призрак символизма, Елена Ямпольская, Новые известия, 12.01.2000 Один абсолютно театральный вечер, Алексей Чанцев, Театр, 2000 Николай Эрдман. Переписка с Ангелиной Степановой., С комментариями и предисловием Виталия Вульфа, 2000 |