Здравствуйте, я ваша племянница

Ольга Егошина, Новые известия, 11.01.2007
В МХТ имени Чехова прошла премьера пьесы Кена Людвига «Примадонны» в постановке Евгения Писарева — молодого режиссера и главного столичного специалиста по бродвейским комедиям. Роль главных героев, которых перипетии сюжета заставили надеть женские платья, сыграли Юрий Чурсин и Дмитрий Дюжев. А главной неожиданностью стало назначение на роль больной тетушки-миллионерши мхатовского Гамлета Михаила Трухина.

Лихие комедии положений прочно утвердились в репертуаре столичных театров. И после успеха постановки «Одолжите тенора!» в Театре имени Пушкина стало понятно, что появился режиссер, умеющий сохранить вкус, лиризм, теплоту и непритязательность там, где остальные впадают в грубый нажим и откровенную похабщину. Евгений Писарев сразу получил несколько предложений от академических театров, но в споре за «новое дарование» победил Олег Табаков. Постановка «Примадонн» американского юриста и по совместительству лауреата многочисленных театральных премий Кена Людвига открыла Основную мхатовскую сцену после ремонта и аккурат совпала с новогодними и рождественскими праздниками.

Как положено во всякой уважающей себя бродвейской комедии, движущей пружиной сюжета служит миллионный куш. В «Примадоннах» речь идет о трех миллионах, которые находящаяся при смерти старушка-миллионерша мечтает разделить между племянницами, одна из которых живет с ней, а двух она не видела с детства. Два главных героя, неудачники-актеры, переодевшись в платья из шекспировского гардероба, отправляются «за наследством». Естественно, что, появившись в доме «тетушки», оба героя влюбляются в местных девушек. Меркантильные интересы отступают перед чувствами. Герои постоянно меняют мужские наряды на женские, являясь то подружками, то поклонниками героинь. А их избранницы колеблются: мужчина или женщина-подружка их привлекает больше? Но любовь все побеждает. И в финале каждый найдет причину для счастья.

Комедия положений — жанр, требующий почти музыкального чувства ритма. И безукоризненного вкуса. Чем сомнительнее анекдот, тем строже должен быть рассказчик. И Евгений Писарев обладает умением самые скользкие положения сделать не пошлыми, а смешными. Несколько раз мхатовский спектакль скользит на грани фола (и когда мужчины домогаются мужчин в дамских нарядах, и когда «дамы» недвусмысленно обнимаются и целуются друг с дружкой), но нигде не переходит эту грань. Хотя, признаться, предыдущая постановка Писарева «Одолжите тенора!» была скромнее по затратам и убедительнее по результату.

Актеры без конца меняют костюмы (умопомрачительные разноцветные мужские пиджаки сменяются дамскими нарядами или дамским дезабилье), дерутся бутылками, танцуют — с подлинным удовольствием! Но пока без нужной легкости. В спектакле весьма ощутимы усилия исполнителей. Актерам явно не хватает «водевильной легкости» и акробатических навыков (что делать, тренированные актерские тела — пока на нашей сцене редкость). Но терпение и труд преодолевают и большие препятствия. 

В спектакле легко порхают по сцене декорации (раздвижные домики то растягиваются гармошкой, то собираются в одну линию), сыплется золотой дождь, раздвигаются и исчезают разнообразные ткани-занавесы. А сверху волшебный репродуктор комментирует действие голосом Табакова и укоризненно качает железной башкой.
2000
На душе — праздник, М. Демидова, Красное знамя, 4.11.2000
Интервью с легким человеком, Сергей Вовин, Электронная газета Yтро, 22.08.2000
Душа и сердце Вячеслава Невинного, Юлия Гусейнова, Ежедневные новости (г. Владивосток), 11.07.2000
Новая власть в Камергерском, Наталия Каминская, Культура, 15.06.2000
Лицедей, Анатолий Смелянский, Известия, 9.06.2000
Чудо, Лев Додин, Независимая газета, 1.06.2000
Он пришел, Кама Гинкас, Новая газета, 1.06.2000
Последняя легенда Художественного театра, Марк Розовский, Культура, 25.05.2000
Призрак бродит по МХАТу. Призрак символизма, Елена Ямпольская, Новые известия, 12.01.2000
Один абсолютно театральный вечер, Алексей Чанцев, Театр, 2000
Николай Эрдман. Переписка с Ангелиной Степановой., С комментариями и предисловием Виталия Вульфа, 2000