Спектакль по уму

Роман Должанский, Коммерсантъ-Weekend, 20.04.2007
С пьесой, а заодно и с именем ее автора, московскую публику три года назад познакомил молодой болгарский режиссер Явор Гардев. Его спектакль «Человек-подушка» привезли тогда на фестиваль «Сезон Станиславского». Зрители смотрели историю про то, как в некоем условном тоталитарном государстве два следователя допрашивают писателя, страшные финалы рассказов которого вдруг стали воплощаться в действительности; смотрели и даже на слух понимали, что этот ирландец, фамилия которого то ли Макдона, то ли Макдонах,- замечательный, а возможно, и выдающийся драматург.

Это уже потом мы узнали, что «Человек-подушка» — скорее исключение, чем правило: обычно Макдонах пишет не о вымышленных странах, а о родной ирландской провинции. Что свою первую пьесу он написал в 1997 году в возрасте 27 — и буквально проснулся знаменитым, достаточно скоро получил престижные лондонские премии и превзошел по популярности таких ярких представителей «новой волны», как Марк Равенхилл и Сара Кейн. Поначалу Макдонаха числили по ведомству драматургии «тебе в лицо» — так критики назвали жесткий, намеренно грубый способ изображения жизни, применяемый новой драмой. Но потом выделили Макдонаха в отдельное направление — уж слишком он оригинален сам по себе.

Во-первых, он умеет придумать увлекательный, почти детективный сюжет — так что зритель, затаив дыхание, следит просто за развитием событий. Во-вторых, он отлично сочиняет диалоги и придумывает очень затейливые роли — а это значит, что актеры играют его пьесы с удовольствием, без того страха, с которым они обычно встречают схематичную современную драматургию. В-третьих и в-главных, Макдонах не просто какой-то ловкий драмодел, он своеобразный и парадоксальный философ.

«Эта пьеса — о наличии Бога,- говорит про „Человека-подушку“ режиссер Кирилл Серебренников, впервые поставивший Мартина Макдонаха в МХТ имени Чехова.- Она о том, что в самом жутком мире, где все должно закончиться наихудшим образом, все-таки есть чудо — и оно побеждает неверие в чудо. Мне кажется, это религиозная пьеса». В спектакле Серебренникова играют Юрий Чурсин, Алексей Кравченко, Анатолий Белый, Сергей Сосновский. По признанию московского режиссера, актеры тоже уверены, что похожая то на душераздирающий триллер, то на социальный гротеск пьеса Макдонаха таит в себе много загадок и интересных сложностей.

Идущего сейчас по всему миру драматурга часто сравнивают со знаменитым автором «Удалого молодца — гордости Запада» Джоном Сингом. И еще театроведы вспоминают в связи с ним Бернарда Шоу — уж больно ирландец остер на язык. Молодые зрители находят в текстах Макдонаха аналогии с Квентином Тарантино и Дэвидом Линчем. Собственно говоря, российским зрителям пора придумывать собственные сравнения — ведь Макдонах идет уже по всей стране, и в Москве было уже несколько постановок, в том числе «Королева красоты» на академической сцене Театра имени Вахтангова. У Кирилла Серебренникова наверняка получится острый и увлекательный спектакль — умения находить для сложных современных текстов убедительную сценическую форму ему не занимать.
2000
На душе — праздник, М. Демидова, Красное знамя, 4.11.2000
Интервью с легким человеком, Сергей Вовин, Электронная газета Yтро, 22.08.2000
Душа и сердце Вячеслава Невинного, Юлия Гусейнова, Ежедневные новости (г. Владивосток), 11.07.2000
Новая власть в Камергерском, Наталия Каминская, Культура, 15.06.2000
Лицедей, Анатолий Смелянский, Известия, 9.06.2000
Чудо, Лев Додин, Независимая газета, 1.06.2000
Он пришел, Кама Гинкас, Новая газета, 1.06.2000
Последняя легенда Художественного театра, Марк Розовский, Культура, 25.05.2000
Призрак бродит по МХАТу. Призрак символизма, Елена Ямпольская, Новые известия, 12.01.2000
Один абсолютно театральный вечер, Алексей Чанцев, Театр, 2000
Николай Эрдман. Переписка с Ангелиной Степановой., С комментариями и предисловием Виталия Вульфа, 2000