Ирина Мирошниченко: Во МХАТе меня просили снять брюки

Ярослав Щедров, Комсомольская правда, 24.07.2002
Есть женщины, которые с возрастом борются. С переменным успехом. Другие — смиряются. Ирина Мирошниченко из тех, кто может заставить возраст работать на себя. Накануне юбилея Ирина Петровна согласилась ответить на вопросы «Комсомолки».

- Рассказывают о том, как вы сбежали из дома от родителей в актрисы.

 — Я никогда ни от кого не сбегала. Родители мечтали, чтобы я пошла в иняз. Особенно мама — несостоявшаяся актриса — хотела мне лучшей судьбы. Хотела, чтобы я учила французский язык, стала переводчицей, могла съездить за границу, посмотреть мир. А я из своей скромности думала, что меня все равно не возьмут в артистки, но готовила себя к театральной карьере исподволь. Сначала занималась в вечерней театральной студии. А через год всей группой пошли показываться в институты. И мне повезло.

- Вы помните свои экзамены?

 — К ним мне мама сшила платье. Тогда были в моде нижние юбки в оборках. Это мука была их крахмалить. Сверху — капрон, он тогда только-только появился. В разводах нежных тонов. Талия у меня была осиная. Высокий ремень, колышущаяся юбка — такой принцессой я шла на экзамен.

Для чтения я брала очень серьезный материал. А внешность — хрупкая, субтильная. Такая лирическая девочка. В общем, полное несоответствие формы и содержания. Когда меня приняли и я летела домой, эта мамина юбка была, как парус.

- Вам повезло: в спектакле «Соло для часов с боем» вы играли совсем юной актрисой с легендарными мхатовскими стариками. Страшно было выходить на сцену с такими корифеями?

 — Мой имидж тогда формировался под впечатлением от работы западных актрис. Наши замечательные старики пытались вернуть меня к российской театральной манере. Но, по большому счету, им нравилось, что я привношу в спектакли современную пластику, макияж, прически, джинсы. Тарасова, когда первый раз увидела меня в брюках на сцене, потребовала: «Немедленно сними». А уже позже она и другие старейшие актрисы сами стали ходить в элегантных брюках.

- Однажды молва похоронила вас заживо…

 — На меня это все произвело сильное впечатление. В моем театре распорядились готовить некролог, покупать цветы и заказывать место на кладбище. Потом весь следующий день я лежала и думала: «Вот ведь интересно — меня бы сейчас уже не было. А в мире ничего не изменилось». И от этой мысли было так страшно. С Раисой Мирошниченко, с которой меня тогда перепутали, я знакома не была. Когда о моей смерти сообщили, я была в «пробке» в машине на Тверской. У меня было первое желание открыть дверь и крикнуть на всю улицу: «Я здесь, я жива!» Первым делом я заехала к маме. Она, к счастью, радио не слушала."Говорю: «Мамочка, будут говорить о моей смерти, не верь». Когда приехала к себе домой, там уже было несколько знакомых с соболезнованиями. Телефон разрывался…

- Вы действительно автолюбительница со стажем и принципиально не допускаете к своей машине мужчин?

 — Первое верно. Второе не совсем. Ремонтируют ее все-таки мужчины — на автосервисе. Хотя однажды мой «Мерседес» встал. Я подняла капот. Как водится, откуда ни возьмись — несколько мужчин. Интересно же посмотреть, как артистка в машине ковыряется. Ну я их и прогнала. Иначе, если доверить автомобиль таким умельцам, они его только доломают. А я машину люблю. Еще в школе у нас ввели предмет «машиноведение». И все мои одноклассники его стороной обходили. Только я изучала его полностью, очень серьезно. С тех пор мы с автомобилями понимаем друг друга.

- Как в вашем кинобагаже оказалась роль королевы пиратов из фильма «Тайна мадам Вонг»?

 — До мадам Вонг таких интересных, необычных для моего амплуа героинь у меня не было. Предлагали играть простых советских женщин с печальной судьбой, от которых я порядком подустала. И тут приносят сценарий о другой жизни. Чума абсолютная. Все ярко, забавно. И я подумала: почему бы нет? Когда грим наложили, глаза сделали раскосые, я долго веселилась.

- Как вы снимаете обычно накопившееся напряжение?

 — Ложусь, смотрю телевизор, глажу собаку. И еще пью зеленый чай. Снимает раздражение и помогает не заснуть во время ночных съемок.

- Своими ролями вы производите впечатление сильной женщины. Оно обманчиво?

 — В жизни я не лидер. Под ногтем не люблю никого держать. Очень мягкая, как мне кажется, и покладистая. Бываю вспыльчивой, нервной. Но я Лев по знаку зодиака, и этим все сказано.

- Чего вам не хватает, чтобы считать себя стопроцентно современной?

 — Осталось овладеть компьютером и Интернетом. А так я считаю себя вполне современной.


Личное дело
Мирошниченко Ирина Петровна родилась в Барнауле. В 1965 году окончила Школу-студию МХАТ (курс В. Маркова) и сразу же была принята в труппу Художественного театра. Одной из первых ролей Мирошниченко в театре стала Маша в «Чайке». Сегодня в восстановленной чеховской пьесе Ирина Петровна играет уже Аркадину. Еще один спектакль-долгожитель с участием актрисы — «Татуированная роза» — уже много лет не сходит с мхатовской сцены. Ирина Мирошниченко в 1976 году стала заслуженной артисткой, а с 1988 года — народной артисткой России. Много снимается в кино. В последнее время выступает также как певица. Записала несколько компакт-дисков.
2000
На душе — праздник, М. Демидова, Красное знамя, 4.11.2000
Интервью с легким человеком, Сергей Вовин, Электронная газета Yтро, 22.08.2000
Душа и сердце Вячеслава Невинного, Юлия Гусейнова, Ежедневные новости (г. Владивосток), 11.07.2000
Новая власть в Камергерском, Наталия Каминская, Культура, 15.06.2000
Лицедей, Анатолий Смелянский, Известия, 9.06.2000
Чудо, Лев Додин, Независимая газета, 1.06.2000
Он пришел, Кама Гинкас, Новая газета, 1.06.2000
Последняя легенда Художественного театра, Марк Розовский, Культура, 25.05.2000
Призрак бродит по МХАТу. Призрак символизма, Елена Ямпольская, Новые известия, 12.01.2000
Один абсолютно театральный вечер, Алексей Чанцев, Театр, 2000
Николай Эрдман. Переписка с Ангелиной Степановой., С комментариями и предисловием Виталия Вульфа, 2000