Табаков о театре Табакова? и не только о нем

, 18.11.2002
- Российская аудитория, несомненно, обожает Ваш театр на улице Чаплыгина. Расскажите, пожалуйста, об истории создания театра-студии и секретах выживания, коими Вы пользуетесь уже 17 лет как его художественный руководитель.
 — Театр-студия возник из идеи, настойчивости, характера, любви артистов друг к другу и, что особенно важно, из веры. Самое трудное было — не разбежаться в 80-е годы, в эпоху «зрелого социализма», когда это была просто частная студия. Но и тогда человеческие связи были важнее и желаннее, чем решение сложных житейских проблем. По сей день в театре остались первые студийцы: Михаил Хомяков, Андрей Смоляков, Надежда Лебедева. Из второго выпуска студии — Марина Зудина, Надежда Тимохина, Сергей Беляев, Александр Мохов. А сейчас в труппе работает уже последний выпуск школы-студии МХАТ. Почти все актеры труппы — мои ученики. Посему секрет выживания — в простых принципах: у любого актера должно быть свое место в театре. Талант иногда позволяет артисту раздвигать его творческие возможности: человек смелостью и риском может это сделать. Так, в моей сценической биографии был «мальчик» в пьесе Виктора Розова «В поисках радости» и в то же самое время — характерная роль в «Голом короле» Евгения Шварца, и все это в 25 лет. А сейчас молодой Александр Фисенко играет роль в «Провинциальных анекдотах» и в комедии Виктора Шендеровича «Два ангела, четыре человека».
Очень важны содержание труппы в мобильном качестве, до 30 человек, равномерная занятость (рекорд — до 110 спектаклей за сезон). В минувшем сезоне в «подвале» на Чаплыгина состоялось семь премьер.
 — Вы уже третий сезон являетесь художественным руководителем не только театра на улице Чаплыгина, но и МХАТа имени А. П. Чехова. Что объединяет два таких разных театральных организма?
 — Для меня сейчас начинается третий сезон одновременно в двух театрах. Не считаю, что совершил ошибку. После двух лет положение в театре в Камергерском переулке изменилось явно к лучшему. 12 спектаклей за последний сезон означают, что мы встали с колен и вернули рабочую форму. Создан режиссерский резерв. Режиссеры, актеры получают шанс, причем все они — молодые люди. Внятно зазвучали новые имена. Ведь театр без молодого поколения — как семья без детей. Это обычная прокатная контора, где просто тиражируется накопленное.
Два театра, два коллектива с разными биографиями, разными темпераментами объединяют общая театральная вера, совпадающие эстетические пристрастия. В обоих театрах знаковая фигура — это актер, материализованная жизнь человеческого духа. Последний сезон продемонстрировал важную тенденцию — успех рождает внутреннюю свободу. Это видно по итогам сезона — молодежь резко двинулась вперед: Егор Бероев, Дарья Мороз, Наталья Рогожкина, Николай Исаков, Ольга Литвинова и другие. Объединяют оба театра еще и авторы мхатовской системы: Чехов, Ибсен, Булгаков, Вампилов.

 — Хотелось бы поговорить о международной деятельности театра. Каковы Ваши наиболее яркие впечатления о гастрольных поездках, о зарубежных зрителях. Предстоит ли участие в международных фестивалях, если да, то в каких?
 — Международная деятельность сопутствовала театру на Чаплыгина с первых шагов. Еще с актерами Театра ГИТИС мы выезжали в Венгрию, потом были Авиньон, Мюнхен, Каир. Позже этот театр гастролировал в Японии, Канаде, Италии, США, Израиле. Выделить какую-то страну сложно, но вот Япония — это, пожалуй, иная планета с великой культурой, трепетно охраняемой людьми. Мы возили в Японию спектакли по произведениям Гоголя, Гончарова, Галича и встречали понимание и восторг перед русской драматургией. После этого меня пригласили преподавать японским молодым актерам. Я тесно сотрудничаю с нашими послами в странах Балтии, Австрии, Финляндии и Японии. Порой гастроли возникают как продолжение таких товарищеских отношений. Нынешней осенью театр на Чаплыгина приглашен со спектаклем «Последние» на 50-летний юбилей Берлинского театра имени А. М. Горького. В третий раз мы поедем в Хельсинки на «Русские сезоны». МХАТу предстоит показать в Греции чеховскую «Чайку». Интерес зарубежных зрителей к нашему творчеству не угасает.
Наш «подвал» на Чаплыгина часто посещают послы Германии, Чехии, Венгрии, Латвии. Это еще раз доказывает, что теснота — не помеха для дружеских и творческих контактов.

 — Какие у Вас связи с современными зарубежными драматургами и режиссерами?
 — И во МХАТе, и в «подвале» на Чаплыгина мы активно привлекаем к работе зарубежных режиссеров. Так, режиссер из Финляндии Райя-Синикка Рантала поставила в театре на Чаплыгина два спектакля: «Опасные связи» по Шодерло де Лакло и пьесу «А в Конго есть тигры?» современных финских авторов Бенгта Альфорса и Юхана Баргума. Артак Григорян, мой коллега из Вены, сделал там же спектакль «Отец» Юхана Августа Стриндберга.
Сегодня во МХАТе Р. -С. Рантала репетирует драму Леонида Андреева «Тот, кто получает пощечины». Совсем недавно на нашей сцене в Камергерском состоялась мировая премьера пьесы известного сербского писателя Милорада Павича «Вечность и еще один день». В конце нынешнего года состоится премьера спектакля «Нули». Это возвращение на русскую сцену популярнейшего в свое время у нас чешского драматурга Павла Когоута. Спектакль ставит режиссер из Чехии Ян Буриан.
Знаменитые грузинские режиссеры Темур Чхеидзе и Роберт Стуруа выпустят на сцене «подвала» на Чаплыгина новые спектакли по пьесам английского и грузинского авторов — Майкла Фрейна («Копенгаген») и Григола Эристава («Кваркваре Тутабери»).
В дальнейших планах МХАТа и театра на Чаплыгина — Шекспир, Мольер, Стоппард. Вместе с современными отечественными и зарубежными авторами они являются корневой основой нашего репертуара.

2002
Ты с этим шел ко мне и мог остановиться у сортира?, Наталия Каминская, Культура, 26.12.2002
Суета вокруг сортира, Алексей Филиппов, Известия, 25.12.2002
Кабачок «13 писсуаров», Елена Ямпольская, Новые известия, 25.12.2002
Без палочек, Марина Давыдова, Время Новостей, 24.12.2002
Краткий отчет, Ольга Фукс, Ваш досуг, 24.12.2002
Дело было в туалете, Артур Соломонов, Газета, 23.12.2002
МХАТ нашел отхожее место, Роман Должанский, Коммерсантъ, 23.12.2002
Оптимист с коммунистическим прошлым, Григорий Заславский, Независимая газета, 20.12.2002
МХАТ промахнулся и попал в коммунистов, Евгения Поливанова, Газета.Ru, 20.12.2002
Друг мой, Толька!.. (Анатолию Смелянскому — 60), Михаил Швыдкой, Московские Новости, 19.12.2002
Есть и такая профессия, Алексей Александров, Известия, 10.12.2002
Между работой и волком, Екатерина Васенина, Новая газета, 2.12.2002
Искусство и дотации, Олег Табаков, Смысл, 2.12.2002
Ангелина Степанова. Большая роль., Виталий Вульф, “L'Officiel”. Русское издание. № 43, 12.2002
Хайль Акбар!, Елена Кутловская, Метро, 26.11.2002
Терроризм, Елена Ковальская, Афиша, 25.11.2002
Олег Табаков: У меня роман со зрителем, Юлия Кантор, Известия, 20.11.2002
Нулевая заповедь, Елена Ямпольская, Новые известия, 16.11.2002
Братья-разбойники, Григорий Заславский, Независимая газета, 15.11.2002
Пронзенные полумесяцем, Павел Руднев, Ваш досуг, 12.11.2002
Терроризм, к счастью, ненастоящий, Нина Агишева, Московские Новости, 12.11.2002
Терроризм пришел во МХАТ, Марина Шимадина, Коммерсантъ, 12.11.2002
Все это уже взорвалось. Внутри, Елена Дьякова, Новая газета, 11.11.2002
Стильное зло, Алена Карась, Российская газета, 11.11.2002
Во МХАТе поиграли в террористов, Артур Соломонов, Газета, 11.11.2002
Терроризм бытовой, обыкновенный, Алена Солнцева, Время Новостей, 11.11.2002
«Терроризму» — NET, Олег Зинцов, Ведомости, 11.11.2002
Проверено. Мины есть, Марина Давыдова, Известия, 10.11.2002
Бомба во МХАТе, Елена Дьякова, Газета.Ru, 10.11.2002
Клоуны тоже плачут, Ольга Смирнова, Культура, 6.11.2002
Нас многие считают фриками, Роман Должанский, Коммерсантъ, 6.11.2002
Неприятности в цирке, Мария Львова, Вечерний клуб, 5.11.2002
Пощечины достались зрителям, Марина Шимадина, Коммерсантъ, 5.11.2002
Настоящий Гвоздицкий, Григорий Заславский, Независимая газета, 5.11.2002
Художественный театр ставит «боевые» пьесы, Наталия Бойко, Известия, 5.11.2002
Тот и другие, Александр Соколянский, Время Новостей, 5.11.2002
Восьмая жизнь Немировича-Данченко, Лидия Соколова, Музыкальная жизнь, 1.11.2002
Террор на сцене, Павел Руднев, Независимая газета, 1.11.2002
Литературная идиллия, Ольга Фукс, Ваш досуг, 29.10.2002
Правильная формула красива, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 28.10.2002
Ярче всего бог рисует белым, Елена Дьякова, Новая газета, 24.10.2002
Два — Невинный — Два, Алиса Никольская, Культура, 24.10.2002
Русско-финские страсти, Ольга Фукс, Ваш досуг, 22.10.2002
Закрытый актер Виктор Гвоздицкий, Алена Карась, Ваш досуг, 22.10.2002
В театре надо быть смиренным…, Александр Строганов, Век, 18.10.2002
Сонечку нельзя смотреть, Елена Ковальская, Афиша, 11.10.2002
Эпизоды из жизни актера Гвоздицкого, Алла Михалёва, Литературная газета, 9.10.2002
Сонечкина хрестоматия, Павел Руднев, Независимая газета, 8.10.2002
Пальцем ноги?, Лев Аннинский, Версты, 8.10.2002
Тихоня-Сонечка, Евгения Поливанова, Газета.Ru, 7.10.2002
Уроки чтения, Роман Должанский, Коммерсантъ, 4.10.2002
МХАТ прочитал Улицкую, Светлана Свининникова, Ежедневные новости. Подмосковье, 3.10.2002
Сонечки да танечки, Ирина Корнеева, Время МН, 2.10.2002
Не наш современник, Марина Давыдова, Время Новостей, 1.10.2002
Освоение кумира, Роман Должанский, Коммерсантъ, 1.10.2002
Театральная проза, Алексей Филиппов, Известия, 1.10.2002
Под знаком Весов, Анатолий Смелянский, Московские Новости, 1.10.2002
Браво, Гвоздицкий, браво!, Екатерина Васильева, Газета, 30.09.2002
Виктор Гвоздицкий: Вот это я люблю…, Артур Соломонов, Газета, 30.09.2002
Отчего стрелялся президент?, Ирина Алпатова, Культура, 26.09.2002
Виктор Гвоздицкий: Наша профессия эфемерна, Алексей Филиппов, Известия, 24.09.2002
Осеннее обострение, Татьяна Демидова, Ваш досуг, 20.09.2002
Артист и его двойник, Ирина Алпатова, Культура, 19.09.2002
После преступления, Ольга Галахова, Литературная газета, 11.09.2002
Новый старый стиль, Григорий Заславский, Независимая газета, 10.09.2002
Опасные связи Табакова, Марина Райкина, Московский комсомолец, 7.09.2002
Актеры не должны простаивать, Алексей Филиппов, Известия, 5.09.2002
Бронтозавр, олигарх, театральный тяжеловес, Григорий Заславский, Независимая газета, 22.08.2002
Ирину Мирошниченко одарили бриллиантами, Ольга Сапрыкина, Комсомольская правда, 27.07.2002
Ирина Мирошниченко: Во МХАТе меня просили снять брюки, Ярослав Щедров, Комсомольская правда, 24.07.2002
Олег Табаков: мы сработали за шестерых, Роман Должанский, Коммерсантъ, 12.07.2002
Убийства не было…, Николай Александров, Газета, 1.07.2002
Наказание без преступления, Ирина Корнеева, Время МН, 27.06.2002
Диалектика, Зоя Шульман, Ведомости, 27.06.2002
Образ Раскольникова, Марина Шимадина, Коммерсантъ, 27.06.2002
О наказании, Григорий Заславский, Независимая газета, 27.06.2002
Скромное обаяние Достоевского, Мария Львова, Вечерний клуб, 27.06.2002
Из «Преступления и наказания» извлекли урок, Марина Шимадина, Коммерсантъ, 27.06.2002
…И нет старушки, Алексей Филиппов, Известия, 26.06.2002
Холодный ум и негорячее сердце, Марина Давыдова, Время новостей, 26.06.2002
Гений вещественности, Михаил Левитин, Общая газета, 30.05.2002
Во МХАТе подавили убойную силу, Марина Райкина, Московский комсомолец, 28.05.2002
Альтернатива вечности, Александр Смольяков, Век, 24.05.2002
Трагический балаган, Марина Мурзина, АиФ Москва, 23.05.2002
Утиные истории, Ирина Алпатова, Культура, 23.05.2002
Вампиловский сезон, Екатерина Васенина, ПОЛИТ. РУ, 23.05.2002
Осенний марафон, Елена Ямпольская, Новые известия, 22.05.2002
Все враздробь, Дина Годер, Еженедельный журнал, 21.05.2002
Провинциальный анекдот, Нина Агишева, Московские новости, 21.05.2002
Философия пофигизма, Ирина Алпатова, Культура, 16.05.2002
Коллекция Табакова, Мария Львова, Вечерний клуб, 16.05.2002
В Москву, в Москву!, Юлия Кантор, Известия, 15.05.2002
Альбом семейных фотографий, Елена Губайдуллина, Известия, 14.05.2002
Утка и свисток, Марина Давыдова, Время новостей, 14.05.2002
Балканский синдром, Павел Руднев, Ваш досуг, 13.05.2002
«Менты» вышли на «Утиную охоту», Марина Шимадина, Коммерсантъ, 13.05.2002
Боязнь пространства, Виктория Никифорова, «Ведомости», 13.05.2002
Затерянные в постмодерне, Мария Львова, Вечерний клуб, 8.05.2002
Вечность и еще один день, Майа Одина, Афиша, 4.05.2002
Интерактивный комплексный обед, Александр Соколянский, Ведомости, 27.04.2002
Мхатовская каракатица, Артур Соломонов, Газета, 26.04.2002
Право выбора, Григорий Заславский, Русский Журнал, 25.04.2002
Интерактивные песни западных славян, Наталия Каминская, Культура, 25.04.2002
Вечность мужская и женская, Ирина Корнеева, Время МН, 24.04.2002
Милорад Павич: Во время бомбежек НАТО я чистил яблоки, Зинаида Лобанова, Комсомольская Правда, 24.04.2002
Во МХАТе зрители голосуют за «розовый» или «голубой» спектакль, Ярослав Щедров, Комсомольская Правда, 24.04.2002
Вечность: между мужским и женским концом, Марина Райкина, Московский комсомолец, 23.04.2002
Выбирай или проиграешь, Елена Ямпольская, Новые известия, 23.04.2002
Мой первый Павич, Дарья Коробова, Независимая газета, 23.04.2002
Миссия невыполнима, Марина Давыдова, Время новостей, 23.04.2002
«Вечность» слегка затянулась, Роман Должанский, Коммерсантъ, 23.04.2002
Мальчики направо, девочки налево, Алексей Филиппов, Известия, 23.04.2002
Привидения в Камергерском переулке, Дина Абрамова, Вечерняя Москва, 14.04.2002
Кабала спроса, Жанна Васильева, Итоги, 9.04.2002
Меню для театрального ужина, Александра Лаврова, Ваш досуг, 1.04.2002
Гусь печальный, Роман Должанский, Коммерсантъ, 6.03.2002
Развязавшие язык, Елена Ямпольская, Новые известия, 28.02.2002
Молодежный «Гусь», Алексей Филиппов, Известия, 27.02.2002
Удачливая Даша, Глеб Ситковский, Алфавит, 21.02.2002
Как важно быть серьезным, Нина Суслович, Литературная газета, 20.02.2002
Тендер для одинокого старика, Ольга Лаврова, Ваш досуг, 11.02.2002
Женить бы, Олег Зинцов, Ведомости, 8.02.2002
Победа антиквариата, Мария Львова, Вечерний клуб, 7.02.2002
Врачующая рука убийцы, Мария Львова, Вечерний клуб, 7.02.2002
Старик и горе, Ирина Алпатова, Культура, 7.02.2002
Старосветская печаль, Нина Агишева, Московские новости, 5.02.2002
Патовая ситуация, Ольга Фукс, Ваш досуг, 4.02.2002
Модерн в Камергерском, Елена Ковальская, Ведомости, 4.02.2002
Ангел, падший на сцену, Алексей Филиппов, Известия, 4.02.2002
Старосветские помещики, Елена Ковальская, Афиша, 1.02.2002
Ретро в квадрате, Ирина Корнеева, Время МН, 1.02.2002
Сердечная недостаточность, Ирина Алпатова, Культура, 31.01.2002
Свобода не гарантирует успеха, Сергей Шаповал, Независимая газета, 31.01.2002
И смех и слезы, Марина Давыдова, Время Новостей, 31.01.2002
«Ретро» оказалось глубоким, Роман Должанский, Коммерсантъ, 31.01.2002
Не чисто английское убийство, Станислав Рассадин, Версты, 26.01.2002
Повесть о настоящем человеке, Алексей Филиппов, Известия, 23.01.2002
Кто убил несчастного инвалида?, Артур Соломонов, Газета, 21.01.2002
На радость всем буржуям, Марина Давыдова, Время Новостей, 21.01.2002
Одна абсолютно счастливая семья, Глеб Ситковский, 19.01.2002
Во МХАТе зажгли, Роман Должанский, Коммерсантъ, 19.01.2002
Детектив в стиле «модерн», Ольга Романцова, Время МН, 19.01.2002
Умирающий лебедь, Антон Красовский, Независимая газета, 19.01.2002
Тихие смертельные этюды, Роман Должанский, Коммерсантъ, 16.01.2002
Осколки разбитого вдребезги, Екатерина Васенина, 9.01.2002
Гоголь в гостях у Уайлдера, Марина Давыдова, Время Новостей, 9.01.2002
Карбаускис во МХАТе, Григорий Заславский, Русский журнал, 8.01.2002
Сочинение о двух влюбленных, Алексей Филиппов, Известия, 8.01.2002
Андрей Ильин: У нас очень спортивная профессия, Римма Авшалумова, Ваш досуг, 7.01.2002
Сомерсет Моэм: театр и жизнь, Виталий Вульф, 5.01.2002
Старосветская челядь, Мария Хализева, Вечерний клуб, 01.2002
Александр Калягин — о Давиде Смелянском, Александр Калягин, Из книги «Александр Калягин», 2002
Александр Калягин о спектакле «Старый новый год», Александр Калягин, Из книги «Александр Калягин», 2002