ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ — ОЛЕГ ТАБАКОВ
Чайка
МХТ

Осенний марафон

Елена Ямпольская, Новые известия, 22.05.2002
Олег Табаков неоднократно заявлял, что мечтает вернуть на московскую сцену «всего Вампилова». В заведениях, подведомственных самому Олегу Павловичу, сбыча мечт идет полным ходом. Классик русской драматургии советского периода присутствует теперь как в репертуаре «Табакерки», так и на Малой сцене чеховского МХАТа. Оба спектакля — «Провинциальные анекдоты», о которых «Новые Известия» уже рассказывали, и «Утиная охота», про нее речь впереди, поставлены одним режиссером — Александром Мариным. Премьеры вышли с разницей в месяц, то есть работа в двух разных точках над двумя разными пьесами (только названия кое-как рифмуются) велась параллельно. Вот каких вундеркиндов Табаков выращивает…

Скажу честно, зрительское предпочтение я отдаю «Утиной охоте». Здесь и сюжет занятнее (это, разумеется, авторская заслуга), и оформление — монотонная карусель жизни — забабахано остроумно, с фантазией и размахом (сценограф — Валентина Комолова), и актеры придерживаются более или менее ровной, сдержанной манеры, ни в мелодраму, ни в пошлость не впадая.

У Марина получился хороший зрелищный спектакль, но это не переосмысленный Вампилов, не новый взгляд на Вампилова, а просто буквальное сценическое переложение пьесы тридцатилетней давности. Надо вернуть из забвения — вернем. Как говорится, чтобы помнили.

Мхатовская «Утиная охота» практически лишена примет времени. Вещи стерты, краски тусклы — и, как мне показалось, сознательно. Начальник Зилова ездит по кругу на половинке старого («ушастого») «Запорожца», а Валерия Саяпина почему-то щеголяет в брючках от Barberry?s. Да и у самого Зилова невиданные в семидесятом году штаны с квадратными карманами на коленях. Такие штаны будут носить его дети, если он, конечно, когда-нибудь обзаведется детьми. Кстати, младшее поколение зиловых честнее своих отцов. Им известен закон жесткого, но справедливого равновесия: ты не отвечаешь за жизнь — значит, и жизнь не отвечает за тебя. Вы квиты.

Итак, на сцене нет конкретного времени, а соответственно нет и среды, которая «заела» Зилова, Это правильно: заедание средой давно пора списать в разряд легенд и мифов, причем не слишком дорогих. 

Но что же осталось в таком случае от «Утиной охоты»?

Осталась история гадкого типа, эгоиста и духовного импотента, который на протяжении двух долгих актов прохлаждается в полное свое удовольствие, пьет, как свинья, летает во сне и наяву, безостановочно и вдохновенно врет и невесть с каких трудов страстно поджидает свой отпуск в сентябре, свою утиную охоту. Заключительные служебные будни он посвящает охоте на баб, благо здесь у него промахов не бывает. Родителей Зилов забросил, детей он не хочет, женщинами этот гаденыш манипулирует грубо и нагло, как бездушными, легковесными предметами, а по части пафосного лицемерия Геббельс ему и в подручные не годится…

Жизнь вокруг Зилова отравлена. Это ходячий кусок урана, раскупоренная склянка с мучительным, медленно действующим ядом…

Дело не в том, что Зилов ТАК сыгран, вовсе нет — Константин Хабенский гнусные краски не сгущает, Зилов ТАК написан. Во всяком случае с сегодняшней точки зрения. Недаром, когда официант Дима (Михаил Пореченков), спокойный, сильный, обаятельный мужик, отвешивает своему дружку Виктору оплеуху, зал приветствует этот акт возмездия аплодисментами. Можно сколько угодно примерять на Диму киллерскую маску (он, как Сталин на «съезде победителей» в 34-м году, вскинув ружье, целится в зал), но лично для меня оскал дикого капитализма менее тошнотворен, чем гримаса неврастеника.

Вообще симпатичнее Димы здесь разве что седовласый, импозантный, на все пуговицы застегнутый, прямой, словно жердь проглотил, но при этом трогательно застенчивый и очень забавный Кушак — Вячеслав Жолобов. Он смешон, когда, воспламенившись надеждой в кои-то веки изменить жене, со старомодной галантностью приударяет за молодой девицей, и еще смешнее, когда наутро после зиловского новоселья мечет громы и молнии. Сразу видно, что на таком начальнике верхом ездить и такому мужику «динамо» крутить можно совершенно безнаказанно…

Большинство персонажей «Утиной охоты» по воле автора припахивают гнильцой, чтобы собственная зиловская вонь не так шибала в нос. Женщина легкого поведения и трудной судьбы Вера (Екатерину Семенову загримировали под «классическую» Марину Зудину), жена Зилова, школьная учительница Галина (саму Зудину опростили вязаной кофтой, большими очками и гребешком в волосах), трусоватый толстяк Саяпин (Александр Семчев способен вызвать смех, даже если сидит и молчит, а Семчев, лихо отплясывающий рок-н-ролл, — это чистое упоение)… — все они отнюдь не святые, но эти люди возятся со своим доморощенным монстром, прощают его, спасают и, что совершенно поразительно, любят. Окружение Зилова лучше и важнее самого Зилова.

Даже такие всемирно прославленные агрессоры и неврастеники, как Гамлет и Треплев, много потеряли в глазах современного зрителя, что уж говорить о Зилове — он попросту омерзителен. Наивными постановочными приемами (бешеный вальс, вспышки прожекторов и т.п.) нивелировать отталкивающий эффект невозможно. Жалкий подлец не перестает быть подлецом, подонок, который время от времени заливается слезами, остается подонком, сколько ты ни крути его на сценической карусели. Жена в приступе отчаяния сделала аборт, отец умер, так и не повидавшись с сыном, семнадцатилетняя дурочка пережила первое горькое разочарование. .. Этот тяжелый фон, естественно, полностью заслоняет рефлексии обидчивого хама, всю жизнь гоняющегося за туманами. То он хочет на охоту, то не хочет — нам бы его проблемы.

Зилову не грозит безработица, Зилов получил квартиру — вслушайтесь в это забытое словосочетание. Какие интересные глаголы по отношению к жилплощади — «получил», «дали»… Может, и хорошо, что они остались в невозвратном прошлом — с жиру теперь беситься некогда. Новое поколение начальников вытолкает Зилова в шею, новое поколение женщин не пустит его на порог. Оставьте вы этих зиловых в покое, пусть себе стреляются на здоровье. Время их истекло, карусель сгорела, сентябрьский марафон завершился. И слава Богу.
2002
Ты с этим шел ко мне и мог остановиться у сортира?, Наталия Каминская, Культура, 26.12.2002
Суета вокруг сортира, Алексей Филиппов, Известия, 25.12.2002
Кабачок «13 писсуаров», Елена Ямпольская, Новые известия, 25.12.2002
Без палочек, Марина Давыдова, Время Новостей, 24.12.2002
Краткий отчет, Ольга Фукс, Ваш досуг, 24.12.2002
Дело было в туалете, Артур Соломонов, Газета, 23.12.2002
МХАТ нашел отхожее место, Роман Должанский, Коммерсантъ, 23.12.2002
Оптимист с коммунистическим прошлым, Григорий Заславский, Независимая газета, 20.12.2002
МХАТ промахнулся и попал в коммунистов, Евгения Поливанова, Газета.Ru, 20.12.2002
Друг мой, Толька!.. (Анатолию Смелянскому — 60), Михаил Швыдкой, Московские Новости, 19.12.2002
Есть и такая профессия, Алексей Александров, Известия, 10.12.2002
Между работой и волком, Екатерина Васенина, Новая газета, 2.12.2002
Искусство и дотации, Олег Табаков, Смысл, 2.12.2002
Ангелина Степанова. Большая роль., Виталий Вульф, “L'Officiel”. Русское издание. № 43, 12.2002
Хайль Акбар!, Елена Кутловская, Метро, 26.11.2002
Терроризм, Елена Ковальская, Афиша, 25.11.2002
Олег Табаков: У меня роман со зрителем, Юлия Кантор, Известия, 20.11.2002
Нулевая заповедь, Елена Ямпольская, Новые известия, 16.11.2002
Братья-разбойники, Григорий Заславский, Независимая газета, 15.11.2002
Пронзенные полумесяцем, Павел Руднев, Ваш досуг, 12.11.2002
Терроризм, к счастью, ненастоящий, Нина Агишева, Московские Новости, 12.11.2002
Терроризм пришел во МХАТ, Марина Шимадина, Коммерсантъ, 12.11.2002
Все это уже взорвалось. Внутри, Елена Дьякова, Новая газета, 11.11.2002
Стильное зло, Алена Карась, Российская газета, 11.11.2002
Во МХАТе поиграли в террористов, Артур Соломонов, Газета, 11.11.2002
Терроризм бытовой, обыкновенный, Алена Солнцева, Время Новостей, 11.11.2002
«Терроризму» — NET, Олег Зинцов, Ведомости, 11.11.2002
Проверено. Мины есть, Марина Давыдова, Известия, 10.11.2002
Бомба во МХАТе, Елена Дьякова, Газета.Ru, 10.11.2002
Клоуны тоже плачут, Ольга Смирнова, Культура, 6.11.2002
Нас многие считают фриками, Роман Должанский, Коммерсантъ, 6.11.2002
Неприятности в цирке, Мария Львова, Вечерний клуб, 5.11.2002
Пощечины достались зрителям, Марина Шимадина, Коммерсантъ, 5.11.2002
Настоящий Гвоздицкий, Григорий Заславский, Независимая газета, 5.11.2002
Художественный театр ставит «боевые» пьесы, Наталия Бойко, Известия, 5.11.2002
Тот и другие, Александр Соколянский, Время Новостей, 5.11.2002
Восьмая жизнь Немировича-Данченко, Лидия Соколова, Музыкальная жизнь, 1.11.2002
Террор на сцене, Павел Руднев, Независимая газета, 1.11.2002
Литературная идиллия, Ольга Фукс, Ваш досуг, 29.10.2002
Правильная формула красива, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 28.10.2002
Ярче всего бог рисует белым, Елена Дьякова, Новая газета, 24.10.2002
Два — Невинный — Два, Алиса Никольская, Культура, 24.10.2002
Русско-финские страсти, Ольга Фукс, Ваш досуг, 22.10.2002
Закрытый актер Виктор Гвоздицкий, Алена Карась, Ваш досуг, 22.10.2002
В театре надо быть смиренным…, Александр Строганов, Век, 18.10.2002
Сонечку нельзя смотреть, Елена Ковальская, Афиша, 11.10.2002
Эпизоды из жизни актера Гвоздицкого, Алла Михалёва, Литературная газета, 9.10.2002
Сонечкина хрестоматия, Павел Руднев, Независимая газета, 8.10.2002
Пальцем ноги?, Лев Аннинский, Версты, 8.10.2002
Тихоня-Сонечка, Евгения Поливанова, Газета.Ru, 7.10.2002
Уроки чтения, Роман Должанский, Коммерсантъ, 4.10.2002
МХАТ прочитал Улицкую, Светлана Свининникова, Ежедневные новости. Подмосковье, 3.10.2002
Сонечки да танечки, Ирина Корнеева, Время МН, 2.10.2002
Не наш современник, Марина Давыдова, Время Новостей, 1.10.2002
Освоение кумира, Роман Должанский, Коммерсантъ, 1.10.2002
Театральная проза, Алексей Филиппов, Известия, 1.10.2002
Под знаком Весов, Анатолий Смелянский, Московские Новости, 1.10.2002
Браво, Гвоздицкий, браво!, Екатерина Васильева, Газета, 30.09.2002
Виктор Гвоздицкий: Вот это я люблю…, Артур Соломонов, Газета, 30.09.2002
Отчего стрелялся президент?, Ирина Алпатова, Культура, 26.09.2002
Виктор Гвоздицкий: Наша профессия эфемерна, Алексей Филиппов, Известия, 24.09.2002
Осеннее обострение, Татьяна Демидова, Ваш досуг, 20.09.2002
Артист и его двойник, Ирина Алпатова, Культура, 19.09.2002
После преступления, Ольга Галахова, Литературная газета, 11.09.2002
Новый старый стиль, Григорий Заславский, Независимая газета, 10.09.2002
Опасные связи Табакова, Марина Райкина, Московский комсомолец, 7.09.2002
Актеры не должны простаивать, Алексей Филиппов, Известия, 5.09.2002
Бронтозавр, олигарх, театральный тяжеловес, Григорий Заславский, Независимая газета, 22.08.2002
Ирину Мирошниченко одарили бриллиантами, Ольга Сапрыкина, Комсомольская правда, 27.07.2002
Ирина Мирошниченко: Во МХАТе меня просили снять брюки, Ярослав Щедров, Комсомольская правда, 24.07.2002
Олег Табаков: мы сработали за шестерых, Роман Должанский, Коммерсантъ, 12.07.2002
Убийства не было…, Николай Александров, Газета, 1.07.2002
Наказание без преступления, Ирина Корнеева, Время МН, 27.06.2002
Диалектика, Зоя Шульман, Ведомости, 27.06.2002
Образ Раскольникова, Марина Шимадина, Коммерсантъ, 27.06.2002
О наказании, Григорий Заславский, Независимая газета, 27.06.2002
Скромное обаяние Достоевского, Мария Львова, Вечерний клуб, 27.06.2002
Из «Преступления и наказания» извлекли урок, Марина Шимадина, Коммерсантъ, 27.06.2002
…И нет старушки, Алексей Филиппов, Известия, 26.06.2002
Холодный ум и негорячее сердце, Марина Давыдова, Время новостей, 26.06.2002
Гений вещественности, Михаил Левитин, Общая газета, 30.05.2002
Во МХАТе подавили убойную силу, Марина Райкина, Московский комсомолец, 28.05.2002
Альтернатива вечности, Александр Смольяков, Век, 24.05.2002
Трагический балаган, Марина Мурзина, АиФ Москва, 23.05.2002
Утиные истории, Ирина Алпатова, Культура, 23.05.2002
Вампиловский сезон, Екатерина Васенина, ПОЛИТ. РУ, 23.05.2002
Осенний марафон, Елена Ямпольская, Новые известия, 22.05.2002
Все враздробь, Дина Годер, Еженедельный журнал, 21.05.2002
Провинциальный анекдот, Нина Агишева, Московские новости, 21.05.2002
Философия пофигизма, Ирина Алпатова, Культура, 16.05.2002
Коллекция Табакова, Мария Львова, Вечерний клуб, 16.05.2002
В Москву, в Москву!, Юлия Кантор, Известия, 15.05.2002
Альбом семейных фотографий, Елена Губайдуллина, Известия, 14.05.2002
Утка и свисток, Марина Давыдова, Время новостей, 14.05.2002
Балканский синдром, Павел Руднев, Ваш досуг, 13.05.2002
«Менты» вышли на «Утиную охоту», Марина Шимадина, Коммерсантъ, 13.05.2002
Боязнь пространства, Виктория Никифорова, «Ведомости», 13.05.2002
Затерянные в постмодерне, Мария Львова, Вечерний клуб, 8.05.2002
Вечность и еще один день, Майа Одина, Афиша, 4.05.2002
Интерактивный комплексный обед, Александр Соколянский, Ведомости, 27.04.2002
Мхатовская каракатица, Артур Соломонов, Газета, 26.04.2002
Право выбора, Григорий Заславский, Русский Журнал, 25.04.2002
Интерактивные песни западных славян, Наталия Каминская, Культура, 25.04.2002
Вечность мужская и женская, Ирина Корнеева, Время МН, 24.04.2002
Милорад Павич: Во время бомбежек НАТО я чистил яблоки, Зинаида Лобанова, Комсомольская Правда, 24.04.2002
Во МХАТе зрители голосуют за «розовый» или «голубой» спектакль, Ярослав Щедров, Комсомольская Правда, 24.04.2002
Вечность: между мужским и женским концом, Марина Райкина, Московский комсомолец, 23.04.2002
Выбирай или проиграешь, Елена Ямпольская, Новые известия, 23.04.2002
Мой первый Павич, Дарья Коробова, Независимая газета, 23.04.2002
Миссия невыполнима, Марина Давыдова, Время новостей, 23.04.2002
«Вечность» слегка затянулась, Роман Должанский, Коммерсантъ, 23.04.2002
Мальчики направо, девочки налево, Алексей Филиппов, Известия, 23.04.2002
Привидения в Камергерском переулке, Дина Абрамова, Вечерняя Москва, 14.04.2002
Кабала спроса, Жанна Васильева, Итоги, 9.04.2002
Меню для театрального ужина, Александра Лаврова, Ваш досуг, 1.04.2002
Гусь печальный, Роман Должанский, Коммерсантъ, 6.03.2002
Развязавшие язык, Елена Ямпольская, Новые известия, 28.02.2002
Молодежный «Гусь», Алексей Филиппов, Известия, 27.02.2002
Удачливая Даша, Глеб Ситковский, Алфавит, 21.02.2002
Как важно быть серьезным, Нина Суслович, Литературная газета, 20.02.2002
Тендер для одинокого старика, Ольга Лаврова, Ваш досуг, 11.02.2002
Женить бы, Олег Зинцов, Ведомости, 8.02.2002
Победа антиквариата, Мария Львова, Вечерний клуб, 7.02.2002
Врачующая рука убийцы, Мария Львова, Вечерний клуб, 7.02.2002
Старик и горе, Ирина Алпатова, Культура, 7.02.2002
Старосветская печаль, Нина Агишева, Московские новости, 5.02.2002
Патовая ситуация, Ольга Фукс, Ваш досуг, 4.02.2002
Модерн в Камергерском, Елена Ковальская, Ведомости, 4.02.2002
Ангел, падший на сцену, Алексей Филиппов, Известия, 4.02.2002
Старосветские помещики, Елена Ковальская, Афиша, 1.02.2002
Ретро в квадрате, Ирина Корнеева, Время МН, 1.02.2002
Сердечная недостаточность, Ирина Алпатова, Культура, 31.01.2002
Свобода не гарантирует успеха, Сергей Шаповал, Независимая газета, 31.01.2002
И смех и слезы, Марина Давыдова, Время Новостей, 31.01.2002
«Ретро» оказалось глубоким, Роман Должанский, Коммерсантъ, 31.01.2002
Не чисто английское убийство, Станислав Рассадин, Версты, 26.01.2002
Повесть о настоящем человеке, Алексей Филиппов, Известия, 23.01.2002
Кто убил несчастного инвалида?, Артур Соломонов, Газета, 21.01.2002
На радость всем буржуям, Марина Давыдова, Время Новостей, 21.01.2002
Одна абсолютно счастливая семья, Глеб Ситковский, 19.01.2002
Во МХАТе зажгли, Роман Должанский, Коммерсантъ, 19.01.2002
Детектив в стиле «модерн», Ольга Романцова, Время МН, 19.01.2002
Умирающий лебедь, Антон Красовский, Независимая газета, 19.01.2002
Тихие смертельные этюды, Роман Должанский, Коммерсантъ, 16.01.2002
Осколки разбитого вдребезги, Екатерина Васенина, 9.01.2002
Гоголь в гостях у Уайлдера, Марина Давыдова, Время Новостей, 9.01.2002
Карбаускис во МХАТе, Григорий Заславский, Русский журнал, 8.01.2002
Сочинение о двух влюбленных, Алексей Филиппов, Известия, 8.01.2002
Андрей Ильин: У нас очень спортивная профессия, Римма Авшалумова, Ваш досуг, 7.01.2002
Сомерсет Моэм: театр и жизнь, Виталий Вульф, 5.01.2002
Старосветская челядь, Мария Хализева, Вечерний клуб, 01.2002
Александр Калягин — о Давиде Смелянском, Александр Калягин, Из книги «Александр Калягин», 2002
Александр Калягин о спектакле «Старый новый год», Александр Калягин, Из книги «Александр Калягин», 2002