ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ — ОЛЕГ ТАБАКОВ
Чайка
МХТ

Один день с Олегом Табаковым накануне закрытия сезона

Алексей Филиппов, Известия, 30.06.2002
Завершил сезон Московский художественный театр, «Табакерка» начала гастроли в Туапсе. В понедельник Олег Табаков провел сбор труппы МХАТа — он подвел итоги работы (театр выпустил одиннадцать премьер), поговорил о будущем. А перед этим с ним встретился корреспондент «Известий», и Табаков рассказал ему, как проходит его рядовой день.

 — Обычно я встаю в полвосьмого. Надо дочитать новые пьесы или книгу коллеги, закончить работу с документами — к примеру, касающимися оплаты труда актеров. Это очень деликатная вещь: в конце месяца я должен определить размер доплат, учитывающих реальный вклад в дело. Кроме этого я читаю газету «Спорт-экспресс» и посвященные МХАТу и «Табакерке» рецензии. Затем я вожусь с Павлом, моим семилетним сыном, а потом начинаются звонки. Это самое плохое, что происходит с утра.

      — Например, звонит Филиппов: «Расскажите о том, как складывается ваш день».

      — Да нет, Леша! Если бы. Есть много разного другого, от чего в моем возрасте необходимо уметь избавляться. Когда на тебя плывет г..но, надо его отталкивать, а я все никак не могу научиться говорить «нет». Из-за этого вся первая половина дня бывает испорчена. Люди хотят, чтобы я снялся в сериале, прислал фотографию для подарочного альбома «Элита России», желательно цветную… И прочие глупости.

Из-за них я забываю поздравить близких людей с днями рождения, иногда из головы вылетают и другие важные вещи. На театральном факультете саратовской консерватории есть две стипендии — женская и мужская. Ее выплачиваю я: в прошлом году все было нормально, а в нынешнем запамятовал и просрочил три месяца.

С одиннадцати у меня репетиция во МХАТе или в подвале, в «Табакерке». Во МХАТе я репетирую как актер, в подвале, бывает, и ставлю. Это продолжается до трех, потом надо пожрать маленько, заняться бумагами с директором театра. И если впереди тяжелый спектакль — добраться до дома и час или полтора поспать. Это совершенно необходимо: на спектаклях я теряю килограмм веса.

Дальше спектакль. В антракте тоже бывают какие-то заботы — телевидение проводит съемку, надо что-то сказать в камеру… А после спектакля у меня начинаются встречи: на днях, к примеру, я встречался с человеком, работающим чрезвычайным и полномочным послом Великобритании: он с женой путешествует по России, и мы повидались в доме-музее Станиславского. Начали вспоминать: е-ка-ла-мене! Во время нашей молодости время было страшноватым: дисциплина железная, разрешения на контакты с иностранцами надо спрашивать. А мы с Майклом Лейландом Смитом (тогда он еще был не послом, а атташе по культуре) вели себя как нормальные люди: ходили друг другу в гости и ни у кого на это разрешения не просили.

Иногда после спектакля я встречаюсь с друзьями. Это Володя Спиваков, Валя Строяковский. Вовка Машков теперь в этой компании… Еще я дружу с Сережей Глинкой и Толей Павловым из Екатеринбурга: они оба бизнесмены. А Владимир Глаголев служил в ЦК КПСС. Со мной остались и все, с кем я дружил в своей комсомольской юности: Боря Пастухов, бывший секретарь Совета безопасности Андрей Кокошин, Саша Панов (сейчас он наш посол в Японии)…

На ночь глядя я опять читаю плохие пьесы.

      — Что вы читаете кроме них?

      — Толстые журналы, кое-что еще. Самые сильные литературные впечатления последнего времени — это Татьяна Толстая, астафьевский «Пролетный гусь», «Сонечка» Улицкой. Я большой поклонник современной русской литературы, она подпитывает меня так же, как мой сын. «Новый мир» всегда был моим Евангелием.

…Таков мой обычный день. Часто он бывает гораздо тяжелее: на гастролях в Самаре мы две недели работали в три смены: с утра репетиция, потом интервью местным журналистам, чуть пожрать, чуть поспать, играешь сам или смотришь спектакль, делаешь замечания артистам — и после этого вторая репетиция. 

      — А снятие стружки с сотрудников входит в распорядок дня?

      — Бывает и такое… Самое главное в работе с актерами — это замечания после спектакля.

      — Есть ли в вашей жизни какие-то развлечения? Ведь театр, наверное, для вас не отдых.

      — Почему же? Работы Фоменко — прекрасный отдых. Но на антрепризных спектаклях, как правило, приходится отбывать мучительное наказание… Я часто хожу в консерваторию, слушаю Моцарта и Чайковского.

А когда становится совсем тяжело, иду в казино. Почувствовав, что я окончательно отупел и этому не поможет водка, и даже носом в угол уткнуться не хочется, я беру в потную ладошку банкноту — и проигрываю ее. А потом иду домой и сплю сном праведника. Этому я научился в Германии: там приходилось репетировать по восемь часов в день, и это страшно выматывало и доставало. Вот тут я этот великий секрет и открыл: подходишь к игральному автомату, берешься за рычаги — цум! Цум! Цум!.. И стресса как не бывало.

Но еще больше помогает Пашка. Я прихожу после спектакля домой, он говорит: «Ну, Олеша, давай!» И прыгает мне на плечи, а потом на кровать. И так двенадцать раз. После этого думаешь: «Пожалуй, я могу еще один спектакль сыграть».

Мне надо научиться устраивать себе выходной день. Пока не получается, зато я научился другому — в последний год я два раза уезжал дней на семь к друзьям, в Чехию и Австрию. Я вообще-то отдыхать не люблю. Но мои друзья живут за городом, в деревне, и у них там нет ничего — ни радио, ни телевизора. Пройдешься по лесу в тишине и почувствуешь себя полностью обновленным, захочешь снова нырнуть в работу. Природа многое дает: в Самаре один человек меня повез к себе — излучина Волги, поле, цветы… Красота не-воз-мож-ная! В Австрии хорошо, а дома — лучше: я человек очень русский. 

Я знаю, до тех пор, пока я буду помогать тем, с кем работаю, моя душа не заскорузнеет. Это очень простые вещи — дать денег взаймы, отозваться на чужую беду… Но в суете их бывает трудно сделать.
2002
Ты с этим шел ко мне и мог остановиться у сортира?, Наталия Каминская, Культура, 26.12.2002
Суета вокруг сортира, Алексей Филиппов, Известия, 25.12.2002
Кабачок «13 писсуаров», Елена Ямпольская, Новые известия, 25.12.2002
Без палочек, Марина Давыдова, Время Новостей, 24.12.2002
Краткий отчет, Ольга Фукс, Ваш досуг, 24.12.2002
Дело было в туалете, Артур Соломонов, Газета, 23.12.2002
МХАТ нашел отхожее место, Роман Должанский, Коммерсантъ, 23.12.2002
Оптимист с коммунистическим прошлым, Григорий Заславский, Независимая газета, 20.12.2002
МХАТ промахнулся и попал в коммунистов, Евгения Поливанова, Газета.Ru, 20.12.2002
Друг мой, Толька!.. (Анатолию Смелянскому — 60), Михаил Швыдкой, Московские Новости, 19.12.2002
Есть и такая профессия, Алексей Александров, Известия, 10.12.2002
Между работой и волком, Екатерина Васенина, Новая газета, 2.12.2002
Искусство и дотации, Олег Табаков, Смысл, 2.12.2002
Ангелина Степанова. Большая роль., Виталий Вульф, “L'Officiel”. Русское издание. № 43, 12.2002
Хайль Акбар!, Елена Кутловская, Метро, 26.11.2002
Терроризм, Елена Ковальская, Афиша, 25.11.2002
Олег Табаков: У меня роман со зрителем, Юлия Кантор, Известия, 20.11.2002
Нулевая заповедь, Елена Ямпольская, Новые известия, 16.11.2002
Братья-разбойники, Григорий Заславский, Независимая газета, 15.11.2002
Пронзенные полумесяцем, Павел Руднев, Ваш досуг, 12.11.2002
Терроризм, к счастью, ненастоящий, Нина Агишева, Московские Новости, 12.11.2002
Терроризм пришел во МХАТ, Марина Шимадина, Коммерсантъ, 12.11.2002
Все это уже взорвалось. Внутри, Елена Дьякова, Новая газета, 11.11.2002
Стильное зло, Алена Карась, Российская газета, 11.11.2002
Во МХАТе поиграли в террористов, Артур Соломонов, Газета, 11.11.2002
Терроризм бытовой, обыкновенный, Алена Солнцева, Время Новостей, 11.11.2002
«Терроризму» — NET, Олег Зинцов, Ведомости, 11.11.2002
Проверено. Мины есть, Марина Давыдова, Известия, 10.11.2002
Бомба во МХАТе, Елена Дьякова, Газета.Ru, 10.11.2002
Клоуны тоже плачут, Ольга Смирнова, Культура, 6.11.2002
Нас многие считают фриками, Роман Должанский, Коммерсантъ, 6.11.2002
Неприятности в цирке, Мария Львова, Вечерний клуб, 5.11.2002
Пощечины достались зрителям, Марина Шимадина, Коммерсантъ, 5.11.2002
Настоящий Гвоздицкий, Григорий Заславский, Независимая газета, 5.11.2002
Художественный театр ставит «боевые» пьесы, Наталия Бойко, Известия, 5.11.2002
Тот и другие, Александр Соколянский, Время Новостей, 5.11.2002
Восьмая жизнь Немировича-Данченко, Лидия Соколова, Музыкальная жизнь, 1.11.2002
Террор на сцене, Павел Руднев, Независимая газета, 1.11.2002
Литературная идиллия, Ольга Фукс, Ваш досуг, 29.10.2002
Правильная формула красива, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 28.10.2002
Ярче всего бог рисует белым, Елена Дьякова, Новая газета, 24.10.2002
Два — Невинный — Два, Алиса Никольская, Культура, 24.10.2002
Русско-финские страсти, Ольга Фукс, Ваш досуг, 22.10.2002
Закрытый актер Виктор Гвоздицкий, Алена Карась, Ваш досуг, 22.10.2002
В театре надо быть смиренным…, Александр Строганов, Век, 18.10.2002
Сонечку нельзя смотреть, Елена Ковальская, Афиша, 11.10.2002
Эпизоды из жизни актера Гвоздицкого, Алла Михалёва, Литературная газета, 9.10.2002
Сонечкина хрестоматия, Павел Руднев, Независимая газета, 8.10.2002
Пальцем ноги?, Лев Аннинский, Версты, 8.10.2002
Тихоня-Сонечка, Евгения Поливанова, Газета.Ru, 7.10.2002
Уроки чтения, Роман Должанский, Коммерсантъ, 4.10.2002
МХАТ прочитал Улицкую, Светлана Свининникова, Ежедневные новости. Подмосковье, 3.10.2002
Сонечки да танечки, Ирина Корнеева, Время МН, 2.10.2002
Не наш современник, Марина Давыдова, Время Новостей, 1.10.2002
Освоение кумира, Роман Должанский, Коммерсантъ, 1.10.2002
Театральная проза, Алексей Филиппов, Известия, 1.10.2002
Под знаком Весов, Анатолий Смелянский, Московские Новости, 1.10.2002
Браво, Гвоздицкий, браво!, Екатерина Васильева, Газета, 30.09.2002
Виктор Гвоздицкий: Вот это я люблю…, Артур Соломонов, Газета, 30.09.2002
Отчего стрелялся президент?, Ирина Алпатова, Культура, 26.09.2002
Виктор Гвоздицкий: Наша профессия эфемерна, Алексей Филиппов, Известия, 24.09.2002
Осеннее обострение, Татьяна Демидова, Ваш досуг, 20.09.2002
Артист и его двойник, Ирина Алпатова, Культура, 19.09.2002
После преступления, Ольга Галахова, Литературная газета, 11.09.2002
Новый старый стиль, Григорий Заславский, Независимая газета, 10.09.2002
Опасные связи Табакова, Марина Райкина, Московский комсомолец, 7.09.2002
Актеры не должны простаивать, Алексей Филиппов, Известия, 5.09.2002
Бронтозавр, олигарх, театральный тяжеловес, Григорий Заславский, Независимая газета, 22.08.2002
Ирину Мирошниченко одарили бриллиантами, Ольга Сапрыкина, Комсомольская правда, 27.07.2002
Ирина Мирошниченко: Во МХАТе меня просили снять брюки, Ярослав Щедров, Комсомольская правда, 24.07.2002
Олег Табаков: мы сработали за шестерых, Роман Должанский, Коммерсантъ, 12.07.2002
Убийства не было…, Николай Александров, Газета, 1.07.2002
Наказание без преступления, Ирина Корнеева, Время МН, 27.06.2002
Диалектика, Зоя Шульман, Ведомости, 27.06.2002
Образ Раскольникова, Марина Шимадина, Коммерсантъ, 27.06.2002
О наказании, Григорий Заславский, Независимая газета, 27.06.2002
Скромное обаяние Достоевского, Мария Львова, Вечерний клуб, 27.06.2002
Из «Преступления и наказания» извлекли урок, Марина Шимадина, Коммерсантъ, 27.06.2002
…И нет старушки, Алексей Филиппов, Известия, 26.06.2002
Холодный ум и негорячее сердце, Марина Давыдова, Время новостей, 26.06.2002
Гений вещественности, Михаил Левитин, Общая газета, 30.05.2002
Во МХАТе подавили убойную силу, Марина Райкина, Московский комсомолец, 28.05.2002
Альтернатива вечности, Александр Смольяков, Век, 24.05.2002
Трагический балаган, Марина Мурзина, АиФ Москва, 23.05.2002
Утиные истории, Ирина Алпатова, Культура, 23.05.2002
Вампиловский сезон, Екатерина Васенина, ПОЛИТ. РУ, 23.05.2002
Осенний марафон, Елена Ямпольская, Новые известия, 22.05.2002
Все враздробь, Дина Годер, Еженедельный журнал, 21.05.2002
Провинциальный анекдот, Нина Агишева, Московские новости, 21.05.2002
Философия пофигизма, Ирина Алпатова, Культура, 16.05.2002
Коллекция Табакова, Мария Львова, Вечерний клуб, 16.05.2002
В Москву, в Москву!, Юлия Кантор, Известия, 15.05.2002
Альбом семейных фотографий, Елена Губайдуллина, Известия, 14.05.2002
Утка и свисток, Марина Давыдова, Время новостей, 14.05.2002
Балканский синдром, Павел Руднев, Ваш досуг, 13.05.2002
«Менты» вышли на «Утиную охоту», Марина Шимадина, Коммерсантъ, 13.05.2002
Боязнь пространства, Виктория Никифорова, «Ведомости», 13.05.2002
Затерянные в постмодерне, Мария Львова, Вечерний клуб, 8.05.2002
Вечность и еще один день, Майа Одина, Афиша, 4.05.2002
Интерактивный комплексный обед, Александр Соколянский, Ведомости, 27.04.2002
Мхатовская каракатица, Артур Соломонов, Газета, 26.04.2002
Право выбора, Григорий Заславский, Русский Журнал, 25.04.2002
Интерактивные песни западных славян, Наталия Каминская, Культура, 25.04.2002
Вечность мужская и женская, Ирина Корнеева, Время МН, 24.04.2002
Милорад Павич: Во время бомбежек НАТО я чистил яблоки, Зинаида Лобанова, Комсомольская Правда, 24.04.2002
Во МХАТе зрители голосуют за «розовый» или «голубой» спектакль, Ярослав Щедров, Комсомольская Правда, 24.04.2002
Вечность: между мужским и женским концом, Марина Райкина, Московский комсомолец, 23.04.2002
Выбирай или проиграешь, Елена Ямпольская, Новые известия, 23.04.2002
Мой первый Павич, Дарья Коробова, Независимая газета, 23.04.2002
Миссия невыполнима, Марина Давыдова, Время новостей, 23.04.2002
«Вечность» слегка затянулась, Роман Должанский, Коммерсантъ, 23.04.2002
Мальчики направо, девочки налево, Алексей Филиппов, Известия, 23.04.2002
Привидения в Камергерском переулке, Дина Абрамова, Вечерняя Москва, 14.04.2002
Кабала спроса, Жанна Васильева, Итоги, 9.04.2002
Меню для театрального ужина, Александра Лаврова, Ваш досуг, 1.04.2002
Гусь печальный, Роман Должанский, Коммерсантъ, 6.03.2002
Развязавшие язык, Елена Ямпольская, Новые известия, 28.02.2002
Молодежный «Гусь», Алексей Филиппов, Известия, 27.02.2002
Удачливая Даша, Глеб Ситковский, Алфавит, 21.02.2002
Как важно быть серьезным, Нина Суслович, Литературная газета, 20.02.2002
Тендер для одинокого старика, Ольга Лаврова, Ваш досуг, 11.02.2002
Женить бы, Олег Зинцов, Ведомости, 8.02.2002
Победа антиквариата, Мария Львова, Вечерний клуб, 7.02.2002
Врачующая рука убийцы, Мария Львова, Вечерний клуб, 7.02.2002
Старик и горе, Ирина Алпатова, Культура, 7.02.2002
Старосветская печаль, Нина Агишева, Московские новости, 5.02.2002
Патовая ситуация, Ольга Фукс, Ваш досуг, 4.02.2002
Модерн в Камергерском, Елена Ковальская, Ведомости, 4.02.2002
Ангел, падший на сцену, Алексей Филиппов, Известия, 4.02.2002
Старосветские помещики, Елена Ковальская, Афиша, 1.02.2002
Ретро в квадрате, Ирина Корнеева, Время МН, 1.02.2002
Сердечная недостаточность, Ирина Алпатова, Культура, 31.01.2002
Свобода не гарантирует успеха, Сергей Шаповал, Независимая газета, 31.01.2002
И смех и слезы, Марина Давыдова, Время Новостей, 31.01.2002
«Ретро» оказалось глубоким, Роман Должанский, Коммерсантъ, 31.01.2002
Не чисто английское убийство, Станислав Рассадин, Версты, 26.01.2002
Повесть о настоящем человеке, Алексей Филиппов, Известия, 23.01.2002
Кто убил несчастного инвалида?, Артур Соломонов, Газета, 21.01.2002
На радость всем буржуям, Марина Давыдова, Время Новостей, 21.01.2002
Одна абсолютно счастливая семья, Глеб Ситковский, 19.01.2002
Во МХАТе зажгли, Роман Должанский, Коммерсантъ, 19.01.2002
Детектив в стиле «модерн», Ольга Романцова, Время МН, 19.01.2002
Умирающий лебедь, Антон Красовский, Независимая газета, 19.01.2002
Тихие смертельные этюды, Роман Должанский, Коммерсантъ, 16.01.2002
Осколки разбитого вдребезги, Екатерина Васенина, 9.01.2002
Гоголь в гостях у Уайлдера, Марина Давыдова, Время Новостей, 9.01.2002
Карбаускис во МХАТе, Григорий Заславский, Русский журнал, 8.01.2002
Сочинение о двух влюбленных, Алексей Филиппов, Известия, 8.01.2002
Андрей Ильин: У нас очень спортивная профессия, Римма Авшалумова, Ваш досуг, 7.01.2002
Сомерсет Моэм: театр и жизнь, Виталий Вульф, 5.01.2002
Старосветская челядь, Мария Хализева, Вечерний клуб, 01.2002
Александр Калягин — о Давиде Смелянском, Александр Калягин, Из книги «Александр Калягин», 2002
Александр Калягин о спектакле «Старый новый год», Александр Калягин, Из книги «Александр Калягин», 2002